В настоящее время дефиниция «креативная экономика» или «креативная индустрия» звучит всё чаще как в кругах профессиональных экономистов и маркетологов, так и в области культурологических исследований. Причиной этого является тот факт, что сейчас ускорился темп изменений в индустриальных и постиндустриальных экономиках, высокая производительность труда вытесняет многих людей из производственного сектора в сферу услуг, повсеместно ширится такой феномен, как самозанятость. Роботизация и Интернет преобразуют хозяйственные системы мирового и национального уровня. Механизмы действия данного феномена анализируют российские исследователи Белокрылова О.С. и Дубская Е.С. Приводим их статью с небольшими сокращениями.
Условно говоря, в условиях индустриальной экономики (как, например, в 1960-1970 гг. в СССР), превалировало массовое и крупнотоннажное производство, поскольку именно оно давало максимальную производительность и позволяло относительно быстро насыщать рынки. Так было с заводами Форда, конвейерным производством автомобилей, крупными швейными фабриками, обувными объединениями. Иными словами, так работали почти все крупные компании, насыщавшие потребительские и прочие рынки. Таким образом, безукоризненно срабатывал принцип разделения труда и специализации, описанный Адамом Смитом.
Однако этот этап практически завершился — во всяком случае, во многих развитых странах. С изобретением Интернета, новых информационно-компьютерных технологий и каналов доставки продукта к потребителю изменилось многое. Стали радикально меняться рынки труда, предпочтения потребителей, спрос, мода, требования по индивидуализации товаров, креативности.
Широкое распространение термин «креативность» (от лат. creatio — создание, сотворение) получил в психологии в 1950-х гг. Креативность сейчас считается свойством сложноорганизованных систем отношений, а не только характеристикой индивида, чем вызвано появление нового термина — «креативная экономика». Впервые это понятие было упомянуто в 2000 г. в журнале Business Week. В ней автор рассуждает об изменении роли корпорации в XXI в., возможностях их адаптации к условиям новой экономики, когда возрастает значимость идей, а ключевым фактором производства становятся интеллектуальные ресурсы. В основе креативной экономики лежит способность субъектов решать возникающие и потенциальные проблемы с помощью нестандартных методов, позволяющих достичь высокой степени конкурентоспособности и получить дополнительные экономические и социальные эффекты.
Основополагающими работами в данной сфере считаются труды Дж. Хокинса, члена Консультационного совета по креативной экономике ООН, и Ч. Лэндри. Они рассматривают креативность как главный фактор создания современного уклада жизни и необходимый атрибут эффективного развития новой экономики.
В частности, Джон Хокинс, пытаясь проследить результаты креативной экономики, вычленяет 15 креативных индустрий, генерирующих интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских прав и торговых марок (Хокинс, 2011. С. 10). Подобный подход характерен для британского Департамента развития программ креативных индустрий, который характеризует креативную деятельность как «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» (DCMS, 2001. P. 23).
В отличие от Дж. Хокинса, Р. Флорида в качестве признака для определения места креативной экономики в системе воспроизводства прибегает к роду деятельности (профессию), а не отрасли (Флорида, 2007. С. 13). Трудовой подход Флориды основывается на определении креативного класса, который состоит из двух подклассов: суперкреативного ядра (профессии в области программирования и математики, архитектуры и инженерного дела, естественных и социальных наук, образования, воспитания и библиотечного дела, искусства, дизайна, развлечений, спорта, СМИ) и креативных профессионалов (управленческие профессии, профессии в области бизнеса и финансов, профессии в области права, профессии в области здравоохранения, руководящие профессии, связанные с продажами и управлением продажами). Поэтому одним из основных признаков креативной экономики является высокая доля людей, занятых в определенных (требующих творческих способностей, управленческих компетенций и знаний в сфере инновационного развития) сферах общественного производства. Сходные идеи обнаруживаются и у Ч. Лэндри, который подчеркивает, что сейчас в основе городского развития лежат не классические факторы производства, а способности людей, их воображение, творческая активность и мотивация (Лэндри, 2011. С. 19).
По нашему мнению, креативную экономику следует рассматривать системно, в широком смысле. В таком случае она выступает как:
— постиндустриальная экономика, поскольку увеличивается и начинает доминировать доля сферы услуг, а не сфера производства;
— информационная экономика, так как информация (знания, наука) играют в ней ведущую роль как фактор производства и преобладает роль творческого труда;
— инновационная экономика, поскольку знания предоставляют возможность порождать непрерывный поток нововведений, соответствующий требованиям динамично меняющихся потребностей, а зачастую и формирующий их. Принципиальным отличием креативной экономики от инновационной является акцентирование основного вклада в развитие индустрии инноваций со стороны креативного сектора экономики, рассматриваемого в качестве ключевого (креативность выступает в качестве характеристика инноваций);
— глобальная сетевая экономика, поскольку в креативной экономике взаимодействие между носителями «идеи» опосредуется широкими сетевыми связями в мировом масштабе (возникновение сети Интернет как новой инфраструктуры экономики);
— экономика знаний, поскольку в ней растет значение человеческого капитала и инвестиций в образование и подготовку кадров.
Основное отличие креативной экономики от традиционного экономического уклада заключается в том, что главный инструмент в ней — это знания, ресурс — информация, а продукт — инновация. Таким образом, концепция креативной экономики объединяет такие разрозненные понятия, как «информационная экономика», «экономика знаний» и «инновационная экономика» (Дацык, 2010. С. 20).
Сырье креативной экономики — талант порождать новые, оригинальные идеи и превращать идеи в экономический капитал и продаваемые продукты.
Ключевыми факторами эффективного становления, роста и развития креативной экономики являются человеческий капитал, внутренний спрос, инновации, инвестиции, технологическая, организационная и институциональная модернизация, а также созидательная деятельность всех субъектов рынка. Обеспечивающие факторы — эффективный креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент.
Необходимо также различать такие понятия, как «креативный кластер», «креативные индустрии» и «креативная экономика».
Креативный кластер — общность людей, обладающих творческим потенциалом и возможностью генерировать инновационные идеи и продукты. Предприятия, входящие в кластер, взаимодополняют друг друга, что приводит к увеличению эффекта за счет синергии.
Понятие креативной индустрии появилось около двадцати лет назад, оно объединяет творческую и коммерческую составляющие современной экономической системы. Креативные индустрии относятся к четвертичному сектору экономики, основывающемуся на генерации и распространении знаний и информации, а также экономически успешных продуктов, имеющих некую культурную ценность. Творческие индустрии — это «та деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» (Гнедовский, 2013). Основная задача творческой индустрии — создать и реализовать «творческий продукт».
Творческие индустрии производят товары и услуги, включая и идеи, которые затем становятся ресурсами для инновационного процесса и других отраслей экономики как в научном, так и в технологическом смысле.
Креативные индустрии позволяют: генерировать прибыль; создавать новые рабочие места, новые индустрии; способствовать росту выпуска традиционных видов продукции; модернизировать промышленные процессы; содействовать реструктуризации производства; создавать новые рынки и «мягкие» инфраструктуры для культурного туризма; улучшать промышленную инфраструктуру и инвестиционное окружение; способствовать возрождению пришедших в упадок городских районов; усиливать конкуренцию и дать толчок инновационному развитию; обеспечивать рост торговли; увеличивать производительность труда и количество высококвалифицированных человеческих ресурсов.
Креативная экономика — экономика, в которой люди, «зарабатывающие на идеях», работают во всех секторах экономики. Она базируется на следующих ключевых принципах, не отрицая основных позиций рыночной экономики:
• доминирование интеллектуальной (нематериальной) экономической продукции, а не материальной;
• основным активом на предприятиях любых форм собственности являются интеллектуально-креативные ресурсы, рациональное управление которыми обеспечивает эффективное использование материальных и финансовых ресурсов фирм и организаций;
• преобладание качественной оценки эффективности производственной, логистической, торговой и других видов предпринимательской деятельности;
• получение прибыли обеспечивается через потребительную стоимость (полезность) экономических продуктов, в которых основную стоимость имеет их интеллектуальная, а не материальная составляющая;
• главенство человека при разработке систем управления как источника интеллектуально-креативных ресурсов, действующего в условиях человеко-машинных, человеко-информационных, человеко-коммуникационных и тому подобных систем. Основной ресурс общества — творческая деятельность человека.
• при производстве любых экономических продуктов обеспечивается свободный, эффективный и целенаправленный обмен творческой энергией между всеми участниками рынка.
Зарождающаяся креативная экономика становится основным компонентом экономического роста, занятости, торговли, инноваций и социальной сплоченности в наиболее развитых странах, а основным источником экономического роста, конкурентоспособности и занятости выступает взаимосвязь между секторами культуры и производства. Интеграция современных творчески-экспериментальных подходов и предпринимательства создает инновационные идеи в области бизнеса, а способность творческих индустрий разрабатывать стиль и дизайн в сочетании с маркетинговыми навыками способствуют преобразованию более крупных производств, позволяя им выдержать усиливающуюся конкуренцию.
Креативная экономика характеризуется с точки зрения креативного системного подхода (рис. 2), в основе которого лежат проектное мышление, креативное воображение, практическая направленность.
Особенности креативной экономики как системного феномена:
— высокая роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека;
— инновационный характер развития экономики;
— прорыв в области ИКТ;
— сетевой и глобальный характер знаний;
— появление новых методов и способов управления человеческим капиталом;
— формирование НИС как институциональной основы экономики;
— новый порядок взаимодействия участников рыночного обмена: потребитель идеи участвует в ее создании;
— высокая степень неопределенности;
— острая необходимость генерации новых знаний, идей.
Раньше предприниматель мог обладать пятью факторами производства — труд, земля, капитал, предпринимательские способности и информация, но в условиях новой креативной экономики добавляется еще один фактор — идея. И парадоксально то, что, не обладая первыми четырьмя факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские способности), только на последних двух можно начать бизнес, обладая информацией о потребности и идеей, как ее решить.
Качественная НИС и креативные индустрии служат основной частью фундамента креативной экономики. Креативным ядром, мотором новой экономики выступает венчурный бизнес. Основной драйвер креативной экономики -свободная конкуренция. В креативной экономике происходит замещение физического капитала на человеческий капитал в качестве основного фактора развития и доли в национальном богатстве (в передовых странах — 70-80%). Процесс развития нового типа экономики заключается в повышении качества человеческого капитала, качества жизни и в производстве знаний, новых технологий, инноваций и услуг высокого качества.
Основным противоречием, лежащим в основе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, является разногласие между творческими ограничениями промышленной, организационной эпохи и объективной потребностью общества в активизации и поощрении творческих способностей человека. Это противоречие проявляется между высоким креативным потенциалом и бюрократической и зарегламентированной системой индустриального общества, между креативностью и жестким контролем.
Основная «добавленная стоимость» в креативной экономике будет создаваться в процессе творчества, благодаря новым знаниям и праву интеллектуальной собственности на результаты такого труда. В свете развития экономики потребления победителями на рынке станут те производители, которые смогут максимально использовать «добавленную ценность», создаваемую за счет стиля, имиджа, электронного маркетинга и рекламы, — т. е. всего того, что производят творческие индустрии. Современные рынки характеризуются высокой степенью специализации и изменчивости, сложными взаимозависимыми колебаниями цен, т. е. требуют от производства особенностей, типичных для предприятий из сектора творческих индустрий. К тому же, большинство продуктов творческих индустрий перемещается по миру, не требуя транспортировки, что создает предпосылки для дальнейшего развития творческих индустрий в условиях глобализации.
Креативная экономика опирается на развитую систему венчурного капитала. Продуктом креативной экономики являются не только новые товары, но и формирование новых институтов и систем производства.
К результатам проявления креативности в экономике относятся развитие аутсорсинга (контрактного производства) и «виртуальных компаний», которые передают субподрядчикам практически все — производство, логистику, рекламу, бухгалтерию, сохраняя за собой лишь небольшой штат администраторов, специалистов по маркетингу и разработчиков. Такие фирмы сохраняют за собой только те функции, которые связаны с производством интеллектуальной собственности, творческими разработками или торговой маркой.
В креативном обществе создаются сети технополисов, технопарков и технологических центров, где на ограниченной территории разрабатываются инновационные технологии и развиваются наукоемкие производства.
«Технологическая и экономическая креативность рождается и создается при взаимодействии с художественной и культурной креативностью» (Флорида, 2007. С. 4). Другими словами, знания могут перетекать от художников к другим работникам, что увеличивает эффективность и производительность последних, а также их доходы. Для отраслей экономики, активно использующих культурные блага и символический капитал культуры и искусства в качестве ресурсов (реклама, дизайн, 1Т-продукты развлекательного характера и т. д.), очевидны преимущества от сотрудничества со сферой искусства.
Государство играет центральную роль в креативном обществе. Ключевыми функциями государства в креативном обществе является защита свободы, личности и собственности; активная поддержка предпринимательства; формирование институциональной среды, способствующей генерации инноваций. Центральные бюджеты европейских стран используют несколько каналов финансирования на поддержку сферы культуры и искусства: в форме прямого финансирования; при помощи системы межбюджетных общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам; на основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня; через независимые посреднические структуры; с использованием механизмов партнерства на основе смешанного государственно-частного финансирования.
Во многих странах широкое распространение получили гранты, содержащие условия встречного финансирования (Абанкина, 2012. С. 139). В Европе этот механизм впервые начал применяться в Великобритании, а затем и в странах континентальной Европы. Задачей подобных грантов является не только улучшение финансового положения организаций культуры, но и содействие их адаптации к рыночной среде. Они побуждают их внедрять корпоративные методы управления, стимулируют повышать уровень самообеспечения за счет развития коммерческой деятельности, а также привлекать негосударственные финансовые источники.
Ожидается, что государственные финансы и инвестиции в креативную экономику будут простираться за пределы министерств культуры и будут вовлекать министерства, ответственные за промышленное развитие, технологии и финансы. Старт-ап финансирование часто сложно получить из-за туманных перспектив на рынке креативной продукции; прогноз спроса на креативные блага труден, т. о. инвесторы (государственные и частные) рассматривают такие проекты как высокорисковые. Иногда у фирм есть доступ к государственным инвестиционным программам, бизнес-инкубаторам и частным венчурным фирмам. Однако трудности получения финансирования продолжаются на операционной стадии креативного бизнеса, когда необходим оборотный капитал, а фонды расширения бизнеса тоже в дефиците.
Финансирование может идти из разных источников: разного сорта государственных программ; частных инвестиций; венчурного капитала; ГЧП; грантов от фондов; схем освобождения от налогов культурно-социально ответственных компаний; но другие альтернативы тоже стоит рассмотреть. Схемы микрокредита — жизнеспособный вариант, который позволит облегчить финансирование государственными и частными кредитными учреждениями малых креативных предприятий и независимых художников в развивающихся странах, особенно на этапе стартапа.
Учреждение Межминистерского руководящего комитета по креативной экономике может быть предусмотрено как постоянный институт, играющий ключевую роль в формировании государственной политики и вовлекающий государственных чиновников от всех соответствующих министерств. Такой комитет поможет установить диалог с ключевыми профессиональными ассоциациями и учреждениями креативного сектора, что позволит лучше отвечать требованиям и ожиданиям творческих профессионалов.
Следующий шаг — основание Центра креативной экономики (на национальном, муниципальном и региональном уровнях) как платформы, облегчающей сетевое взаимодействие и сотрудничество, обмен опытом, сбор и распространение информации, исследований и политики, и упрощающий взаимодействие между креативным бизнесом, частным сектором и учебными заведениями. Он был бы местом встречи креативных практиков, где могли бы проводиться семинары и увеличивающие потенциал мероприятия как стимул для креативности и инноваций.
Распространенная в мире модель C-ITET (Creative — Innovation, Technology, Entrepreneurship, Trade) должна укрепить связь между креативными инвестициями, технологиями, предпринимателями и торговлей. Эффективная государственная политика будет стимулировать инвестиции частного сектора, привлекая технологии, и поэтому приводя ведомую экспортом стратегию к фирмам креативных индустрий. Упорядоченные механизмы побудили бы благотворительные круги оптимизировать воздействие целевых инвестиций в самые конкурентоспособные креативные индустрии.
Инвестиции, предпочтительно ПИИ, стимулировали бы инновационные знания или использование более передовых технологий, особенно инструментов ИКТ, облегчая проникновение на рынок креативной продукции. Торговля — ключевой элемент модели, т. к. в последние годы креативные индустрии — один из самых наиболее динамично развивающихся секторов в мировой торговой системе.
Таким образом, в современных условиях императивами креативного типа развития становятся следующие элементы:
1. Человеческий капитал с точки зрения функционального анализа может быть охарактеризован как сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного производства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков данного индивида.
2. Структурный капитал в форме интеллектуальной собственности: изобретений, копирайтов, торговых марок, торговых секретов, патентов, технологий, лицензий; и инфраструктурных активов: организационных стратегий, системы управления, корпоративной культуры, внутренних сетей и т. д. Относительно интеллектуальной собственности как ключевого стратегического ресурса в обеспечении конкурентоспособного производства креативных индустрий следует отметить, что руководители компаний-мировых лидеров первыми осознали, что формирующаяся в настоящее время креативная экономика породила новую окружающую среду конкуренции, в которой борьба идет за исключительные права на новые идеи и изобретения, использование которых способствует росту конкурентоспособности производства, получению сверхприбылей и т. д.
3. Внешний (социальный) капитал — связи с внешней средой: капитал потребителей, капитал поставщиков, капитал кооперации, капитал местного сообщества, капитал связей с властью, конкурентный капитал.
Ключевыми структурными элементами системы расширенного инновационного воспроизводства экономики выступают: подсистема генерации знаний; сфера образования и профессиональной подготовки, обеспечивающая формирование человеческого потенциала; подсистема производства креативной продукции и услуг; инновационнокреативная и инвестиционная инфраструктура, включающая каналы финансового обеспечения воспроизводства инновационного потенциала.
Таким образом, интенсификация в последнее десятилетие процессов глобализации, регионализации, модернизации и трансформации хозяйственных системы выдвигает в качестве прогрессивного — креативный тип развития, направленность и темпы которого определяются человеком, как генератором нововведений.
Источники:
Абанкина Т.В. (2012). Многоканальное финансирование культуры и искусства: зарубежный опыт // Журнал новой экономической ассоциации. № 2 (14). С. 139.
Гнедовский М. (2013). Творческие индустрии: политический вызов для России // Доступно на: http://www.stra-na-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii (дата доступа: 10.04.)
ДацыкА.А. (2010). Исследование тенденций креативной экономики в России и за рубежом // Проблемы развития инновационно-креативной экономики. Сборник докладов. М.: Креативная экономик. С. 20.
Лэндри Ч. (2011). Креативный город. М.: Классика-XXI век. С. 19.
Флорида Р. (2007). Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI. С. 13.
ХокинсДж. (2011). Креативная экономика. М.: Классика-XXI век. С. 10.
Больше см. на КиберЛенинка
Оставить комментарий