Несмотря на высокие достижения современной науки, пока остаются без точного ответа такие основополагающие вопросы, как происхождение жизни и человека, зарождение мышления и культуры, появление и распад цивилизаций и народов. Кто мы, откуда пришли и куда движемся – вот основные вопросы науки о человеке.
С самых ранних этапов развития человеческой цивилизации люди пытались проникнуть в тайну зарождения жизни на Земле, создать приемлемые, с точки зрения своего времени, объяснения этого феномена. В мифологическую эпоху появление человека объяснялось волей высших сил – сначала в мире хаоса появились боги, которые и положили начало роду человеческому. Так считали в античности, а позже (включая настоящее время) – и в других мировых религиях.
Средневековые алхимики, которые представляли собой прообраз современного научного сообщества полагали, что человек в виде микросущества – так называемого гомункула(человечка), содержится в живых клетках спермы и при определённых манипуляциях человека (гомункула) можно получить искусственным путём. Сторонником данных воззрений был знаменитый Парацельс и изобретатель микроскопа Левенгук.
Большие общественные и религиозные дискуссии вызвала в своё время теория происхождения человека путём естественного отбора Ч. Дарвина, который после многих лет путешествий, сбора и обработки научных материалов опубликовал книгу, где излагалась теория эволюции. Согласно этой теории, человек произошёл от обезьяны, которая, в свою очередь, эволюционировала от более простых форм. Таким образом, человек, как и всё живое, согласно теории эволюции, развивался от простейших организмов. А вот как появились сами первичные живые организмы – однозначного ответа нет – часть учёных считает, что они были занесены на Землю из космоса (теория панспермии), другие полагают, что они возникли на Земле при определённых условиях (теория А.И. Опарина). Иными словами, биологической эволюции предшествует эволюция химическая.
Развитие человеческой цивилизации в последние несколько десятков тысячелетий привело к тому, что хомо сапиенс стал доминирующим видом на земле, выиграв в эволюционном противостоянии со всеми прочими видами живой природы. Разум стал основой технических и технологических достижений. Теперь человек по праву считается высшей ступенью развития живых организмов на Земле. Что же касается внеземных цивилизаций, то таковых пока не обнаружено, хотя поиски активно ведутся.
Человек разумный, как и другие виды человекообразных до него, всегда жил в составе групп себе подобных. Род, племя или народ могли более успешно справляться с противостоянием внешним угрозам, голоду, стихийным бедствиям, болезням, неурожаям. Сообща легче передавать опыт и навыки, поддерживать обычаи и традиции. Подчиняясь инстинкту самосохранения и привлекательности разделения труда, движимые желанием власти лидеров, люди объединялись в крупные сообщества – этносы и народы, которые образовывали иерархическую структуру общества, формировали государства.
В движении по пути эволюции человеческие племена перестали напоминать стада или стаи животных, живущих совместно. Природные инстинкты и примитивные потребности постепенно замещаются запросами более высокого уровня – культурного, эстетического, экономического, духовного плана. Во имя своего народа его представители готовы к самопожертвованию, бескорыстной взаимопомощи, творческим порывам.
Коллективы и социальные общности формируют не просто биологического индивида, но социализируют его, делают частью материальной и духовной культуры народа. В истории не раз происходили случаи отрыва детей от общения с себе подобными. Такие дети-маугли через определённый промежуток времени становились более похожими на животных в человеческом обличье; и даже позднейшее возвращение в цивилизованное сообщество уже не могло восполнить пробелов в воспитании и общении с другими людьми.
Человек по природе – социальное животное – указывал Аристотель, — общение ему также необходимо, как воздух, пища и одежда. Высшим делом его жизни часто становится не столько личная судьба, сколько служение Отечеству и благодарность потомков.
Природное и общественное в человеке идут по жизни рука об руку, то вступая в жёсткие противоречия, то гармонично дополняя друг друга. Противостояние глубинных природных позывов (инстинктов) и общественных моральных установок наиболее рельефно обозначил основоположник психоанализа З. Фрейд (см. рис.1). В его модели личности более древние участки мозга (Оно) находятся в сложном диалоге с общественными ценностями (СуперЭго, совестью), имеющими более позднее происхождение. Так устроена психика и мышление всего человеческого рода — считал Фрейд.
Эгоизм и альтруизм, индивидуализм и коллективизм, порождаемые внутренними конфликтами сознательного (общественного) и бессознательного (природного), ведут человечество по тернистому пути социальной эволюции, являя миру примеры страшных преступлений, подвигов и свершений.
Оставить комментарий