Выход российских спортивных клубов на фондовый рынок

Вопрос о выходе российских топовых спортклубов на рынок ценных бумаг ставится уже не первый год. Казалось бы, владельцам футбольных, хоккейных, баскетбольных и иных спортивных брэндов нужно выходить на фондовую биржу — подобно тому, как это сделал английский «Манчестер Юнайтед» или туринский «Ювентус» — с целью привлечения внешних инвесторов и расширения бизнеса. Да и болельщики клубов смогли бы стать совладельцами любимых команд, купив часть акций и получив свой голос в управлении организацией.

Почему этого пока не происходит в российском спортивном бизнесе, какие здесь имеются проблемы — тему анализируют российские исследователи из РЭУ им. Плеханова Е.А. Шикунова и О.В. Литвишко. Приводим их работу с небольшими сокращениями.

Авторы указывают, что спортклубы занимают центральное место в индустрии коммерческого спорта, но не всегда приносят прибыль [1]. Хотя в последнее время все чаще заходит речь о том, что профессиональные клубы должны быть рентабельными, что приобретает особую актуальность еще и в связи с введением Союзом европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) «правил финансовой честной игры», согласно которым областные и городские бюджеты больше не смогут финансировать футбольные клубы, а значит, их неминуемо ждет акционирование [4]. Отсюда и вытекает главная задача: выстраивать структуру и организацию всего спортивного хозяйства в соответствии с новыми требованиями времени.

В системе общественной формации, существовавшей в СССР, спорт являлся исключительно социальным сектором и поддерживался за счет прямого государственного бюджетного финансирования. Однако после 1991 г. в условиях смены политики в вопросе профессионализма и любительства международными спортивными организациями, а также начавшегося перехода нашей страны к рыночным отношениям на первое место выходят вопросы, связанные с профессионализацией спорта и переводом данной отрасли на коммерческие рельсы функционирования.

К настоящему моменту сложилась качественно различная структура финансирования иностранных и российских клубов: если для зарубежных команд наиболее важным источником служит продажа билетов и прав на теле-, радиотрансляцию матчей, то для российских клубов, в условиях рыночной экономики не сумевших найти достаточное количество потребителей своих услуг, такими источниками стали деньги спонсоров и госбюджетные средства. Такая схема финансирования имеет существенные риски и не может считаться эффективной.

Одним из путей достижения самоокупаемости, а в перспективе — и получения прибыли может стать развитие так называемых «непрофильных активов», что позволит превратить клуб в бренд. Источниками привлечения средств для реализации данных проектов, а также финансирования непосредственно спортивной деятельности может являться как прибыль клуба, так и весь набор рыночных механизмов заимствования на финансовом рынке, которые доступны организациям, работающим в иных сферах экономики.

Российские спортивные клубы пока еще не очень активно используют данные инструменты. Это связано с тем, что они только недавно стали строиться как бизнес-проект. В то же время зарубежные команды являются активными участниками фондовых рынков и для финансирования своей деятельности эмитируют ценные бумаги. Например, английский «Манчестер Юнайтед» в этом году разместил облигации на 504 млн фунтов, для того чтобы рефинансировать предыдущую задолженность перед кредиторами. Акции футбольных клубов впервые появились на Лондонской бирже в 1983 г. Первопроходцем стал английский «Тоттенхэм Хотспур» [5].

На сегодняшний день, по информации агентства Bloomberg, на различных биржах мира торгуются акции более пятидесяти спортивных клубов, средняя капитализация которых составляет около 156 млн долларов, а приблизительная доля акций, находящихся в свободном обращении, — 56%. Существуют индексы футбольных клубов Европы — Dow Jones Stoxx Football и Bloomberg European Football Club Index.

Выход клуба на биржу предполагает целый ряд преимуществ: получение дополнительных источников финансирования, возможное появление мажоритарных акционеров, переход на новый уровень управления за счет придания клубу публичного статуса, увеличение его популярности и улучшение корпоративного имиджа, повышение лояльности болельщиков к клубу и руководству путем предоставления возможности участвовать в процессе управления, создание для владельцев возможности выхода из бизнеса или частичного возврата вложенных инвестиций. Первичное публичное размещение акций (IPO) также позволяет понять, какова же реальная стоимость компании.

Однако имеется ряд требований к организациям, проводящим публичную эмиссию акций: необходимость организационно-структурной перестройки, полного раскрытия информации о деятельности, осуществление процедур, связанных с размещением акций и поддержкой их листинга на вторичном рынке, что требует от спортивного клуба немалых затрат.

Еще до выхода на биржу руководство клуба должно четко понимать, будут ли акции клуба привлекательны для инвесторов, на какого покупателя оно рассчитывает, какое количество акций действительно необходимо эмитировать. Также перед IPO клубы могут провести внебиржевое размещение DPO (Direct Public Offering), то есть распространить по открытой подписке среди болельщиков 1-3% акций в целях маркетинга, и уже от полученных результатов решать вопросы о дальнейших перспективах IPO [2].

Потенциальными покупателями данного актива в первую очередь выступают болельщики клуба. Этот инструмент может быть интересен и другим категориям инвесторов в качестве диверсификации их портфеля ценных бумаг, где вложения в акции спортивных клубов могут рассматриваться как возможный реальный доход. Потенциал увеличения их стоимости зависит от качества игры команды, ее спортивных и финансовых результатов, а также от активов, которыми владеет клуб. Главные факторы, влияющие на финансовые показатели компании-клуба, — место в национальном чемпионате и стабильная игра в еврокубках. Эти две позиции позволяют оценить потенциальные доходы спортивного клуба. Также на формирование биржевых котировок акций профессиональных команд серьезное влияние оказывают такие факторы, как поражение в важном матче, травмы ведущих игроков, неудачная селекция, тренерские ошибки [3]. Существует немало примеров, когда достаточно сильные в финансовом плане европейские клубы после проведения IPO теряли до 90 процентов своей капитализации. Так, например, произошло с дортмундской «Боруссией», которая разместилась на бирже по цене 10,05 евро за акцию в 2000 году, а в июне 2010 г. их бумаги торговались на вторичном рынке по цене ниже 1 евро. Впрочем, в этом сезоне команда уверенно лидирует в национальном чемпионате, и стоимость их акций выросла до 3,5 евро [6].

О готовности российских спортивных клубов к выходу на первичный рынок капитала говорить пока преждевременно, почти все заработанные деньги в 2009 г. пошли на зарплаты персоналу (92%), то есть игрокам, тренерам и другим клубным сотрудникам, а ведь есть еще немало других статей расходов, — в такой ситуации клубы не могут быть самоокупаемыми, что во многом связано с недостаточной мотивацией менеджмента спортивных объектов на привлечение дополнительных средств ввиду наличия:

— акционеров в виде крупных государственных и частных компаний, позволяющих за счет своих мощных финансовых ресурсов ежегодно наращивать клубам свои бюджеты, покрывать их огромные расходы и инвестиции;

— собственников в лице органов власти (муниципальных, субъектов федераций), как это реализовано в большинстве региональных клубов, также обеспечивающих пусть не всегда существенную, но тем не менее стабильную финансовую поддержку клубов и не мотивирующих их на поиск рыночных источников финансирования.

Постепенно ситуация меняется: в спортивные организации приходят высококвалифицированные менеджеры, целью которых является повышение эффективности управления спортивным бизнесом, разработка стратегий

выхода клубов на самоокупаемость и в перспективе -получение прибыли. Назначение 29 июля 2010 г. Ольги Смородской в качестве президента футбольного клуба «Локомотив» главной целью ставило оптимизацию деятельности в преддверии введения правил «финансовой честной игры», в том числе посредством разгрузки платежной ведомости команды.

Для того чтобы излечить наш спорт от болезни под названием «работа в минус», нужно осуществить ряд важнейших мер. Первая из них — это наличие современной клубной инфраструктуры: строительство вместительных и комфортабельных стадионов с расположенными на их территории торгово-развлекательными комплексами, бизнес-центрами, гостиницами и парковками, т.е. теми атрибутами деятельности, которые позволят получать доход не только от спортивно-зрелищных мероприятий, но и от предоставления сопутствующих услуг.

Наша страна имеет огромные проблемы с наличием современных стадионов — комфортных, безопасных, на которых можно было бы обеспечивать нормальное обслуживание абсолютно всем категориям зрителей в зависимости от уровня их платежеспособности, что выражается в низкой посещаемости зрителями спортивных мероприятий (в сезоне 2009/2010 средняя посещаемость матчей российской футбольной премьер-лиги составила в среднем 13 000 зрителей, для сравнения — аналогичный показатель немецкой лиги — 42 000). Именно наличие современных спортивных арен, большинство из которых было построено к чемпионату мира по футболу 2006 г., отличает Германию от других ведущих европейских лиг [5].

Следующий компонент непосредственно вытекает из предыдущих и заключается в увеличении доходов от продажи билетов на матч. Низкая посещаемость матчей по сравнению с европейским уровнем отрицательно влияет на величину дохода от продажи билетов. ФК «Зенит» за год зарабатывает в среднем от 15 до 20 млн долл. от реализации билетов и абонементов на свои домашние матчи, в то время как чемпион Англии «Манчестер Юнайтед» в 2009 г. имел доход от данного источника в размере 128,2 млн долл. Таким образом, разница составляет 6-8 раз. То есть еще одной важной мерой можно назвать повышение эффективности работы маркетинговых служб команд, прежде всего — в части продажи клубной атрибутики и привлечения болельщиков на стадион.

Для российских клубов важным направлением, которое может принести существенные доходы, является развитие детского футбола. Собственные воспитанники преданны клубу, они с раннего возраста стараются играть в тот футбол, в который играет их любимый клуб. Рост инвестиций в детско-юношеский спорт посредством строительства академий по подготовке спортсменов будет способствовать появлению в составах команд доморощенных игроков. Существенную часть доходов должна обеспечить продажа собственных воспитанников другим клубам. Трансферная система дает спортивным клубам уникальную возможность контролировать свою финансовую деятельность, уравновешивая дефицит и эксплуатируя профицит бюджета.

За последние семь лет у российских футбольных клубов сложился отрицательный торговый баланс по трансферной деятельности (они тратят на приобретение спортсменов больше, чем зарабатывают на реализации своих прав на игровые контракты). Данный показатель в размере 410 млн евро говорит о том, что на российском футбольном рынке не хватает качественной доморощенной рабочей силы. Руководство клубов вынуждено для выполнения поставленных перед командой задач прибегать к услугам высокооплачиваемых легионеров, количество которых в настоящий момент в РФПЛ насчитывает 193 чел., что составляет 47,2% от общего количества спортсменов. В Нидерландах, где в футбол профессионально играет каждый 15-й житель (Россия по этому показателю занимает 11-е место в Европе: один игрок на 67 граждан), количество иностранных футболистов, принимающих участие в национальном первенстве, составляет 20%, а торговый баланс лиги за последние семь лет положительный и составляет 243 млн евро [5].

Наконец, последний активный элемент самоокупаемости — это рост доходов от продажи прав на телетрансляции. По договору о сотрудничестве между РФПЛ и телекомпанией «НТВ-Плюс» в отношении трансляций матчей С О ГАЗ чемпионата России по футболу сумма нового контракта, заключенного на срок полтора года (сезон 2011/2012), составила 60 млн долл. Отечественный чемпионат по величине доходов от продажи прав на трансляцию матчей существенно уступает ведущим чемпионатам и находится на уровне первенств Румынии и Польши, хотя по рейтингу (таблица коэффициентов УЕФА) котируется гораздо выше. Главной составляющей роста доли частного финансирования как источника дохода лиги и катализатора коммерческой трансформации может стать становление систем платного телевидения DTH в России (DTH — Direct To Home, система цифрового телевизионного вещания с возможностью абонентской подписки на платные каналы). Проведение тендеров за право трансляций матчей РФПЛ между провайдерами систем DTH-телевидения будет содействовать росту дохода лиги, а повышение количества абонентов сетей DTH многократно приумножать этот доход в будущем. Таким образом, в условиях конкурентной борьбы между телевизионными компаниями за право транслировать футбольные матчи РФПЛ должна отстаивать свою монопольную власть.

Необходимо четко уяснить: IPO — это следующий этап развития наших клубов после преодоления рубежа самоокупаемости.

Основной причиной дистанцирования российских спортивных клубов от выхода на биржу видится их желание сохранять свою финансовую отчетность «в тени», ведь с приобретением публичного статуса им придется раскрыть информацию о своей деятельности. В решении данной проблемы в последнее время произошел некоторый сдвиг: в 2007 г. футбольный клуб ЦСКА первым из отечественных клубов открыл свой бюджет, вскоре его примеру последовали и остальные гранды российского футбола.

Еще одним препятствием служит и то, что российские спортивные клубы пока не могут похвастаться большой капитализацией — очевидно, что их акции не будут ликвидными и популярными у инвесторов. Но вышеназванные меры по выходу клубов на самоокупаемость все же позволят увеличить капитализацию и тем самым повысить в будущем интерес потенциальных инвесторов. Если клубы сумеют грамотно капитализировать свои успехи, это позитивно скажется на будущей оценке по дисконтированному денежному потоку от аналитиков инвестиционных банков при размещении на бирже. И, хотя в Европе тренд на IPO спортивных клубов пришелся на 90-е годы, а в начале 2000-х уже пошел на спад, в нашей стране, на наш взгляд, настал весьма благоприятный момент для выхода субъектов спортивной индустрии на рынок капитала. Ведь для растущей экономики России IPO спортивных клубов, возможно, окажется весьма кстати.

Литература

1. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес: учеб. пособие / В.В. Галкин. — М.: КНОРУС, 2006. -С.38-39.

2. Brian Cheffins. Playing the Stock Market: ‘Going Public’ and Professional Sports Teams // Journal of Corporation Law. — Vol. 24 (Spring 1999). — Р. 642-643.

3. Glenn M. Wong. Essentials of Sports Law: fourth edition / Praeger, 2010. — Р. 752-753.

4. Правила УЕФА по лицензированию клубов и финансовому «фэйр-плей». — Изд. 2010 г.

5. Ландшафт европейского клубного футбола: сравнительный анализ лицензирования клубов 2010 финансового года. — УЕФА, 2010.

6. http://premiership.ru/posts/7433/

7. http://eng.borussia-aktie.de/P_%1B%E4%F4%9D

Подробнее см на КиберЛенинка

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*