Запахи и потребительское поведение

0Как обнаружили специалисты по маркетингу, запахами мож­но влиять на поведение человека. Особенно интересуются этим откры­тием ритейлеры, специалисты по рекламе и бизнесу. Утверждают, что запахи кофе и пива усили­вают аппетит, побуждая людей увеличивать свой заказ в ресторане или кафе и брать больше продуктов с полок супермаркета. Приятные ароматы свежескошенной травы или просохшего на солнце белья заставля­ют посетителей дольше задерживаться в магазине и конечно же тратить лишние день­ги. Запахи перечной мяты и грейпфрута усиливают концентрацию внимания, что может быть полезно при расплате на кассе перед выходом из магазина. Ароматы апель­сина и лимона можно использовать для мас­кировки неприятных запахов — это легче, чем устранять их реальные причины.

Запахи воздействуют на самую древнюю часть нашего головного мозга — ствол, где на­ходится так называемая лимбическая система, доставшаяся нам от далеких предков и ведаю­щая инстинктами и эмоциями. Обонятельные ощущения через лимбическую систему могут действовать на поведение человека, минуя его разум, сознательный анализ ситуации. Акти­вируемые запахом области мозга, кроме того, непосредственно связаны с центрами хране­ния памяти. Мимолетный запах может вызвать яркие воспоминания забытых, казалось бы, периодов жизни.

Поэтому во многих магази­нах, ресторанах и офисах появились ароматизаторы — серебристые колонки с отвер­стиями, через которые в воз­дух выпускаются малые дозы тех или иных ароматических соединений, как правило, синтетических. Важно, чтобы дозы были именно малыми: нельзя, чтобы запах «бил в нос», он должен держаться чуть ниже порога восприятия, чтобы действовать на подсознание. С тех пор, как ароматизаторы появились, например, в одном из супермаркетов немецкого городка Кирхзееон, продажи овощей выросли на 30 процентов.

Однако аллергологи, дерматологи и экологи возражают против рекламного насыщения воз­духа в общественных местах синтетическими ароматами. Немецкий дерматолог Аксель Шнух полагает, что сейчас в Германии более миллиона человек страдают непереносимос­тью некоторых ароматов и аллергией к ним. Б США таких страдальцев 20 миллионов. В тя­желых случаях запахи могут вызывать воспа­ление слизистых оболочек, тошноту, затрудне­ние дыхания, головокружение, необъяснимую усталость и другие неприятные симптомы. Бывает, что такие больные вынуждены сидеть дома, поскольку на улице, на работе и особен­но в общественном транспорте их окружают запахи духов, одеколона, шампуней, пены для бритья… Некоторые вынуждены ездить на ра­боту в пять часов утра, когда транспорт еще не наполнен пассажирами.

Медики озабочены постоянно растущим насыщением окружающей нас среды искусственными ароматами. Их добавляют не только в лосьоны, дезодоранты, шампуни и зубную пасту, но и в стиральные порошки и моющие средства, даже в пасту и гель для шариковых ручек. А в Японии начали выпускать сотовые телефоны, подающие сигнал вызова вместо звонка каким-либо приятным запахом

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*