Представители малого и среднего бизнеса нередко выражают свое недоумение по поводу привлечения внешних специалистов по менеджменту и деловым процессам – зачем кого-то приглашать, да еще платить денежное вознаграждение, когда все можно сделать самостоятельно? Непонимание и отторжение здесь вполне понятно. Приглашение внешнего консультанта подспудно воспринимается предпринимателями как признание собственной интеллектуальной неспособности решить задачу по повышению эффективности бизнеса.
Если падает спрос на произведенную продукцию, меньше стало покупателей в магазине частного предпринимателя, если не ясны коммерческие перспективы предприятия, то следует не приглашать консультанта, а хорошо проанализировать ситуацию и принять правильные решения – таковы традиционные суждения владельцев малого и среднего бизнеса.
Попробуем разобраться с этим неоднозначным вопросом не в терминах разговорной риторики и бытовой аргументации, а с научной и практической точки зрения.
Как известно, каждый бизнес представляет собой комплекс деловых процессов, которые позволяют удовлетворять спрос на что-либо с получением прибыли. Факторами производства, как нам говорит экономическая теория, являются труд, земля и капитал. Причем капитал, в современной трактовке, включает в себя и интеллектуально-управленческий ресурс, который во многих сферах бизнеса является определяющим с точки зрения эффективности предпринимательской деятельности.
Если у владельца бизнеса недостает финансовых ресурсов, он обращается за кредитами в коммерческий банк. Если нужны новые земельные участки, торговые и производственные пространства, то покупаются или арендуются требуемые площади. А если необходим внешний интеллектуальный ресурс, который бы указал пути для правильной постановки бизнес-процессов, подбора (или сокращения) персонала, автоматизации работы предприятия, вопросов экономико-правового регулирования и бизнес-планирования – тогда требуется консультант извне.
Таким образом, мы можем проследить простую логическую схему по расширению возможностей бизнеса из внешних источников – как в части кредитования предприятия, покупки или аренды дополнительных площадей, так и в вопросах приобретения управленческого ресурса со стороны. При этом признание дефицита, например, денежных средств или торговых площадей не является какой-то неловкостью, а приглашение консультанта нередко представляется интеллектуальной ущербностью.
Правда, следует отметить тенденцию на постепенное преодоление данного психологического комплекса отечественными предпринимателями – особенно теми, кто уже воспользовался услугами частных консультантов и на практике получил экономические, организационные и маркетинговые эффекты от их помощи.
В чем же конкретно состоит помощь консультанта и каковы причины наиболее частого обращения за управленческим консалтингом? Здесь можно выделить четыре основных блока проблем.
1. Обращения на этапе вхождения в бизнес или освоения новых направлений и рынков.
Не все начинающие предприниматели пытаются писать бизнес-планы самостоятельно. Часть старт-аперов понимают важность процедур всестороннего обоснования прибыльности коммерческого проекта, получения квалифицированных рекомендаций по технологиям начала бизнеса. Если уже на этапе планирования в расчет принимаются наиболее типичные ошибки начинающих бизнесменов, то впоследствии можно избежать существенных финансовых и имиджевых потерь.
Отчасти сказанное касается и расширения уже имеющегося бизнеса, когда владелец пытается освоить новые рынки и смежные направления. Потраченные на консультанта несколько тысяч рублей почти никогда не пропадают даром. Напротив, их можно рассматривать как интеллектуальные инвестиции в будущие проекты, когда возникшие идеи обрастают конкретикой и воплощаются в практику в том или ином виде.
2. Оптимизация на предприятии существующей управленческой структуры и подготовка должностных инструкций по указанным категориям работников.
Для российской бизнес-практики наиболее характерными проблемами являются:
а) недостаточная мотивация в повседневной деятельности;
б) отсутствие четко прописанных должностных обязанностей;
в) отсутствие стратегии развития бизнеса;
г) дублирование полномочий;
д) недостаточный контроль.
Значимость перечисленных проблем, их относительный вес, представлены ниже на гистограмме рис.1.

На приведенной диаграмме мы видим, так сказать, квинтэссенцию проблем менеджмента национального бизнеса. Отсюда вытекают те заказы, которые делаются консалтинговым фирмам – определение оптимальных управленческих структур и отделов (по численности, полномочиям, компетенциям и ответственности), по определению режимов работы и подготовке должностных инструкций для всех категорий управленческого и оперативного персонала.
3. Проблемы, связанные с продвижением и продажами продукции.
Зачастую многими небольшими компаниями недооценивается потенциал брэнд-менеджмента, продвижения своей торговой марки средствами рекламы, сэмплинга и btl-технологий.
Создавая свою торговую марку, предприятие неизбежно сталкивается с целым комплексом других проблем, тесно связанных с продвижением и узнаванием марки, ее позитивным восприятием. Приглашение консультанта связано, как правило, с формированием интегрированной стратегии по созданию брэнд-бука, миссии бизнеса, корпоративной культуры, способами отстройки от конкурентов.
Те компании, которые не имеют корпоративного сайта, хотят обзавестись этим ценным ресурсом, который поможет бизнесу в вопросах рекламы торговой марки, взаимодействию с потребителями, PR-акциями, созданию надлежащего контента и т.д.
4. Проблемы, связанные с обучением персонала новым бизнес-технологиям.
Большинство современных компаний и индивидуальных предпринимателей заявляют, что их не устраивает уровень образования и профессиональных знаний своих сотрудников. Причем наиболее острыми проблемами считается нецелевой характер образования, отсутствие узкоспециализированных знаний в определенной области или по какому-либо рынку.
Поэтому востребованными являются бизнес-тренинги, заточенные под конкретного заказчика, область знаний или технологию работы. Современный работодатель хотел бы получить за непродолжительный период в несколько занятий максимальный результат от консультанта и собственных сотрудников. На этом поприще труд квалифицированного консультанта весьма востребован, так как обычные академические знания, даваемые в вузах, в конкретных бизнес-процессах должны быть дополнены конкретикой.
Теперь вновь вернемся к вопросу – зачем нужен частный консультант и можно ли обходиться без него? На мой взгляд – это возможно, — так же, как обходиться без автомобиля, компьютера и даже зубной щетки. Обходиться можно без многого – в том числе и без квалифицированных консультаций. Однако цель всякого бизнеса – это получение прибыли, саморазвитие, которое открывает благоприятные перспективы. Экономия на всем – это цель плюшкиных, которые не смотрят в будущее. Идеи, новые подходы и альтернативные взгляды – вот что имеет непреходящую ценность в современном бизнесе. В содружестве с внешним консультантом воспринять и применить эти идеи и технологии будет значительно проще.
Оставить комментарий