Зачем бизнесу консультанты по управлению

Представители малого и среднего бизнеса нередко выражают свое недоумение по поводу привлечения внешних специалистов по менеджменту и деловым процессам – зачем кого-то приглашать, да еще платить денежное вознаграждение, когда все можно сделать самостоятельно? Непонимание и отторжение здесь вполне понятно. Приглашение внешнего консультанта подспудно воспринимается предпринимателями как признание собственной интеллектуальной неспособности решить задачу по повышению эффективности бизнеса.

Если падает спрос на произведенную продукцию, меньше стало покупателей в магазине частного предпринимателя, если не ясны коммерческие перспективы предприятия, то следует не приглашать консультанта, а хорошо проанализировать ситуацию и принять правильные решения – таковы традиционные суждения владельцев малого и среднего бизнеса.

Попробуем разобраться с этим неоднозначным вопросом не в терминах разговорной риторики и бытовой аргументации, а с научной и практической точки зрения.

Как известно, каждый бизнес представляет собой комплекс деловых процессов, которые позволяют удовлетворять спрос на что-либо с получением прибыли. Факторами производства, как нам говорит экономическая теория, являются труд, земля и капитал. Причем капитал, в современной трактовке, включает в себя и интеллектуально-управленческий ресурс, который во многих сферах бизнеса является определяющим с точки зрения эффективности предпринимательской деятельности.

Если у владельца бизнеса недостает финансовых ресурсов, он обращается за кредитами в коммерческий банк. Если нужны новые земельные участки, торговые и производственные пространства, то покупаются или арендуются требуемые площади. А если необходим внешний интеллектуальный ресурс, который бы указал пути для правильной постановки бизнес-процессов, подбора (или сокращения) персонала, автоматизации работы предприятия, вопросов экономико-правового регулирования и бизнес-планирования – тогда требуется консультант извне.

Таким образом, мы можем проследить простую логическую схему по расширению возможностей бизнеса из внешних источников – как в части кредитования предприятия, покупки или аренды дополнительных площадей, так и в вопросах приобретения управленческого ресурса со стороны. При этом признание дефицита, например, денежных средств или торговых площадей не является какой-то неловкостью, а приглашение консультанта нередко представляется интеллектуальной ущербностью.

Правда, следует отметить тенденцию на постепенное преодоление данного психологического комплекса отечественными предпринимателями – особенно теми, кто уже воспользовался услугами частных консультантов и на практике получил экономические, организационные и маркетинговые эффекты от их помощи.

В чем же конкретно состоит помощь консультанта и каковы причины наиболее частого обращения за управленческим консалтингом?  Здесь можно выделить четыре основных блока проблем.

1. Обращения на этапе вхождения в бизнес или освоения новых направлений и рынков.

Не все начинающие предприниматели пытаются писать бизнес-планы самостоятельно. Часть старт-аперов понимают важность процедур всестороннего обоснования прибыльности коммерческого проекта, получения квалифицированных рекомендаций по технологиям начала бизнеса. Если уже на этапе планирования в расчет принимаются наиболее типичные ошибки начинающих бизнесменов, то впоследствии можно избежать существенных финансовых и имиджевых потерь.

Отчасти сказанное касается и расширения уже имеющегося бизнеса, когда владелец пытается освоить новые рынки и смежные направления. Потраченные на консультанта несколько тысяч рублей почти никогда не пропадают даром. Напротив, их можно рассматривать как интеллектуальные инвестиции в будущие проекты, когда возникшие идеи обрастают конкретикой и воплощаются в практику в том или ином виде.

2. Оптимизация на предприятии существующей управленческой структуры и подготовка должностных инструкций по указанным категориям работников.

Для российской бизнес-практики наиболее характерными проблемами являются:

а) недостаточная мотивация в повседневной деятельности;

б) отсутствие четко прописанных должностных обязанностей;

в) отсутствие стратегии развития бизнеса;

г) дублирование полномочий;

д) недостаточный контроль.

Значимость перечисленных проблем, их относительный вес, представлены ниже на гистограмме рис.1.

Рис.1. Относительный вес проблем управления в российских компаниях.
Рис.1. Относительный вес проблем управления в российских компаниях.

На приведенной диаграмме мы видим, так сказать, квинтэссенцию проблем менеджмента национального бизнеса. Отсюда вытекают те заказы, которые делаются консалтинговым фирмам – определение оптимальных управленческих структур и отделов (по численности, полномочиям, компетенциям и ответственности), по определению режимов работы и подготовке должностных инструкций для всех категорий управленческого и оперативного персонала.

3. Проблемы, связанные с продвижением и продажами продукции.

Зачастую многими небольшими компаниями недооценивается потенциал брэнд-менеджмента, продвижения своей торговой марки средствами рекламы, сэмплинга и btl-технологий.

Создавая свою торговую марку, предприятие неизбежно сталкивается с целым комплексом других проблем, тесно связанных с продвижением и узнаванием марки, ее позитивным восприятием. Приглашение консультанта связано, как правило, с формированием интегрированной стратегии по созданию брэнд-бука, миссии бизнеса, корпоративной культуры, способами отстройки от конкурентов.

Те компании, которые не имеют корпоративного сайта, хотят обзавестись этим ценным ресурсом, который поможет бизнесу в вопросах рекламы торговой марки, взаимодействию с потребителями, PR-акциями, созданию надлежащего контента и т.д.

4. Проблемы, связанные с обучением персонала новым бизнес-технологиям.

Большинство современных компаний и индивидуальных предпринимателей заявляют, что их не устраивает уровень образования и профессиональных знаний своих сотрудников. Причем наиболее острыми проблемами считается нецелевой характер образования, отсутствие узкоспециализированных знаний в определенной области или по какому-либо рынку.

Поэтому востребованными являются бизнес-тренинги, заточенные под конкретного заказчика, область знаний или технологию работы. Современный работодатель хотел бы получить за непродолжительный период в несколько занятий максимальный результат от консультанта и собственных сотрудников. На этом поприще труд квалифицированного консультанта весьма востребован, так как обычные академические знания, даваемые в вузах, в конкретных бизнес-процессах должны быть дополнены конкретикой.

Теперь вновь вернемся к вопросу – зачем нужен частный консультант и можно ли обходиться без него? На мой взгляд – это возможно, — так же, как обходиться без автомобиля, компьютера и даже зубной щетки. Обходиться можно без многого – в том числе и без квалифицированных консультаций. Однако цель всякого бизнеса – это получение прибыли, саморазвитие, которое открывает благоприятные перспективы. Экономия на всем – это цель плюшкиных, которые не смотрят в будущее. Идеи, новые подходы и альтернативные взгляды – вот что имеет непреходящую ценность в современном бизнесе. В содружестве с внешним консультантом воспринять и применить эти идеи и технологии будет значительно проще.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*