Влияние религиозных особенностей шариата на финансовую политику исламских банков

Финансовая система исламских банков находится в прямой зависимости от законов Шариата и религиозных воззрений мусульман. В основе финансовой системы лежат ограничения, связанные с этическими нормами религии, что накладывает серьёзные ограничения на принципы работы мусульманских банков. Это связано, прежде всего, с ограничениями в области кредитования. Одним из величайших грехов, с точки зрения Корана, является ростовщичество, то есть заём денег под проценты. Однако, именно кредитование под проценты является одной из наиболее доходных статей в деятельности традиционных банков, без которой финансовая деятельность организации не может быть полноценной, а сам банк конкурентоспособным. Ниже будут рассмотрены особенности финансовой политики исламских банков, которые позволяют им функционировать в рамках закона Шариата и оставаться полноценными финансовыми институтами.

Изначально исламский банкинг имел упрощенную форму, использования принципа Мурабаха и, как следствие, из-за своей простоты и низкого фактора риска, исламские договора Мудараба были использованы для сбора депозитов с целью их инвестирования. Необходимо отметить, что в основе деятельности исламских банков лежит концепция сотрудничества, ориентированная на создание справедливого общества и устранение эксплуатации посредством применения Шариата или исламских постановлений к операциям банков и других финансовых институтов. Основная концепция исламского банкинга, сделать все финансовые операции «обеспеченными активами», предполагает приобретение материальных активов и услуг, включая лизинг и заключение контрактов на строительство, через различные виды финансирования – такие как Мурабаха, Мудараба, Мушарака, уменьшающаяся Мушарака, Иджарах, Истисна, Салам, Сукук, Вакала и так далее.

Помимо ограничения на процентное кредитование, большое влияние на финансовую политику исламских банков оказывает запрет на получение прибыли от видов деятельности, связанных с производством и реализацией алкоголя, свинины, финансирования азартных игр, получение прибыли за счет спекулятивных действий, расточительного использования средств, обмана и т.д.

Важным аспектом является то, что клиенты банка не обязательно должны быть мусульманами, однако они должны принимать этические ограничения и уважать исламские ценности. Лоббирование со стороны современного мира в процессе принятия решений вынуждают обращаться к консультации Совета, т.е. к группе людей с обширными знаниями в исламском законодательстве, которая назначается акционерами Банка для контроля над правильностью применения принципов и норм Шариата. Совет рассматривает и утверждает все финансовые и нефинансовые контракты, сделки, инвестиции, счета и ежегодно рассматривает финансовую отчетность, чтобы убедиться в их соответствии нормам и принципам Шариата.

Для того, чтобы понять исламские экономические принципы необходимо обратиться к Корану (2:30), который провозглашает, что человек был создан в качестве представителя Бога на земле. Эта идея оказывает значительное влияние на исламский бизнес, так как отсутствие чувства абсолютного права собственности способствует более благотворной работе на благо общества, важной частью которого являются нуждающиеся.

Богатство не должно замыкаться среди богатых людей, а распространяется через концепцию Закят и правила наследования. Это руководство устанавливает моральные правила и нормы поведения, которые должны выполняться с максимальной искренностью намерений. Данная идея не является оторванной от жизни философской концепцией. Она проявляется в различных аспектах повседневной и финансовой жизни. Она позволяет банкиру, юристу, агроному, исследователю или ученому выполнять свою работу с максимальной эффективностью, но используя иную мотивацию, нежели в традиционном капиталистическом мире.

В капиталистическом мире ведущей мотивацией для повышения эффективности является конкуренция. Конкуренция вынуждает постоянно производить как можно больше новых товаров потребления (различного уровня) с целью получения прибыли. Можно выделить десять основных принципов для осуществления экономической и финансовой деятельности Исламского банка.

1. Попечительство. Согласно Корану (57:7), мирские ресурсы принадлежат Аллаху и отданы на распоряжение человеку в доверительное управление. Поэтому люди несут ответственность перед Богом за то, как именно используются эти ресурсы и существует целый свод правил, регламентирующих поведение отдельных людей и государственной политики, в соответствии с моральным и духовным элементом в деловой жизни. Идея духовного и морального регулирования экономических процессов принципиально отличает исламский подход от материалистических, таких как крайний капитализм или социализм.

2. Уход за другими. Согласно мусульманскому учению, в человеческой природе укоренилась корысть, которую необходимо преодолевать заботой о других и попечительством. Стремление человека к роскоши необходимо преодолевать умеренностью в потреблении (7:31), но главным принципом здесь является то, что перед приобретением предметов роскоши для себя, необходимо задуматься о том, что другим это недоступно. Согласно Корану (30:39) и (2:276) невозможно приобрести что-либо для себя, ничего не отдавая другим. То есть, индивидуальное счастье и коллективные интересы идут рука об руку. Основным логическим постулатом является опровержение мнения, что люди могут увеличить свое благосостояние за счет эксплуатации других. Поэтому, исламский банк не принимает идею займа денежных средств за счет депозитов и никогда не дает деньги в долг клиентам с целью получения процентов.

3. Продуктивное усилие, как средство служения Богу. Ислам подчеркивает обязанность каждого человека работать при его жизни. Работа и продуктивное предприятие рассматривается как средство служения Аллаху (2: 195). Западная жизненная концепция рассматривает работу в качестве досадной необходимости, в то время как основной жизненной потребностью является «наслаждение жизнью». Мусульманское мировоззрение позволяет дать человеку осознание собственного достоинства в обществе, благодаря той работе и тому вкладу, который он вносит в дело поддержания семьи и других.

4. Применение законов Шариата в деловых переговорах и сделках. Этот принцип ставит цель сделать передачу товаров и услуг более безопасными и легкими, а также облегчить экономические сделки путем устранения неясностей или недоразумений во всех видах договоров. Шариат запрещает взимание процентов по кредитам, так как рассматривает это как форму несправедливости. Реализация этого принципа направлена на устранение причин социальной напряженности или судебных процессов, а также способствование созданию атмосферы мира и доброй воли. Кроме того, ислам требует, чтобы условия финансовых соглашений оформлялись в письменной форме.

5. Взаимные консультации и совместное принятие решений. Коран описывает мусульман, как народ «чье решение (по всем вопросам, представляющим взаимный интерес) является результатом совещания (консультации) между собой» (42:39). Другими словами, человек свободен в принятии частных экономических решений, однако решения, касающиеся общественного благосостояния, должны быть основаны на консультации.

6. Получение богатства, как средство, а не конечная цель. Ислам рассматривает экономическое благополучие как средство для достижения мира, освобождения от голода и страха других, всех, кроме Бога. Помимо удовлетворения основных потребностей, конечная цель зарабатывать и тратить деньги является моральной и духовной. Страсть к накоплению денег противоречит принципам исламской рациональности (9:34, 35). Из этого следует, что экономия финансовых средств требует правильного применения. Банк (Мудариб) принимает депозит от Клиента (Раб- аль-Мааль), при этом фактическая прибыль распределяется между Банком и Вкладчиком на основе предварительно согласованного соотношения. Исламские банки не могут гарантировать фиксированную прибыль вкладчикам, предоставляя лишь прогнозную величину, основанную на исторической норме прибыли.

7. Защита потребителей. Государство должно гарантировать, что производители и трейдеры не используют друг друга или покупателей. Оно должно контролировать и ограничивать попытки к фальсификации, давлению, вторжению нездоровых и незаконных профессий, а также поддерживать хорошие, прочные отношения.

8. Запрет на монополии и картели. Промышленники в свободной от законов Шариата экономике стремятся организовывать картели и монополии, с целью эксплуатации людей. Поэтому необходим строгий закон для борьбы с ними. Ни один несправедливый, репрессивный или обманный бизнес не может действовать в исламской экономике. Таким образом, исламские банки не могут финансировать деятельность, не соответствующую нормам Шариата.

9. Закят или Zakah. Закят – так называется в исламской экономической практике налог на определенные категории богатства (обязательный годовой налог в пользу бедных). Он собирается и распределяется правительством и является обязательным только для мусульман. В соответствии с Кораном (9:60), доходы от Закята выплачиваются бедным, больным и обездоленным и путешественникам, особенно тем, кто нуждается в образовании или собирается в паломничество.

10. Кард Хасан. Кард Хасан – это термин, обозначающий беспроцентный заем (счет до востребования). Кард Хасан в основном использовался для продуктивных экономических целей, таких как помощь квалифицированным, но бедным, людям в торговле и сельском хозяйстве. Исламский банкинг ставит во главу угла не кредитоспособность клиента, а скорее надежность самого проекта.

Итак, из перечисленных выше принципов осуществления экономической и финансовой деятельности, основанных на учении Корана, следуют определенные правила правильного функционирования рынка.

Основными принципы, регулирующие рыночные операции в исламском государстве являются:

— Принцип свободы человека на куплю, продажу или распоряжение своим имуществом и деньгами в рамках Шариата;

— Несмотря на запрет взимания процента от кредитов, в Шариате нет ограничений на доход, который трейдер может заработать. Получаемая личная прибыль зависит от бизнес-среды и характера товара. Тем не менее, умеренность, довольство и снисходительность должны быть приняты во внимание.

— Шариат подчеркивает необходимость избегания незаконных деяний, которые наносят ущерб благосостоянию общества или индивида.

— Государство не должно устанавливать цены за исключением того, где есть искусственные факторы на рынке, которые могут привести к чрезмерному росту или уменьшению цен, а также к мошенничеству. Если таковые имеются, то государство должно вмешаться, чтобы устранить эти факторы.

Таким образом, законы Шариата оказывают существенное влияние на экономическую политику финансовых исламских банков. Многие правила и ограничения вступают в противоречия с современными механизмами и принципами ведения финансово-экономической деятельности в мире, поэтому, чтобы оставаться конкурентоспособными в мире современной экономики, исламские банки вынуждены адаптировать свою деятельность под современную ситуацию. Тем не менее, исламские банки являются уникальным финансовым институтом, соблюдающим этические принципы и нормы ислама и уделяют самое пристальное внимание моральным ценностям.

Автор: Григорьева Е.В.

Библиографический список

1.Institute of Islamic Banking and insurance [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.islamicbanking.com/prohibition_of_interest.aspx

2.Islamic Development Bank [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isdb-pilot.org

3.Калимуллина М.Э. Исламский банкинг. Наб. Челны: «Духовно-деловой центр «Ислам Нуры», 2013.

4.Ивантер В.В. У российской экономики есть потенциал для роста // Вестник Финансового университета. 2015. №3.

5.Беккин Р.И. Ссудные проценты в контексте религиозно-этических хозяйственных систем прошлого и со- временности // Вопросы экономики. 2007. №2

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*