Управление предприятием

Управление предприятием – довольно сложная вещь. Как показывает многолетняя практика развития бизнеса в различных странах мира, лишь одно предприятие из пяти выживает в малом предпринимательстве в первые три года своего существования. А из малого в среднее, или тем более, в большое предприятие, перерастает не более 2% компаний. Причём главной причиной неудачной работы предприятий становятся ошибки в управлении, когда владелец или менеджмент компании неверно прогнозирует спрос, допускают промахи в ценовой и кадровой политике, недооценивают конкурентов или финансовые риски.

Первые проблемы в управлении предприятием закладываются, как правило, на стадии проектирования компании, то есть в период составления бизнес-плана. Менеджеры, разрабатывающие этот проектный документ, зачастую плохо просчитывают сроки окупаемости предприятия, не закладывают в расчёты достаточные резервные фонды, неадекватно оценивают стоимость системы управления, потери от проблем с персоналом, недостаточной квалификацией работников, правовыми нюансами.

Отдельно следует упомянуть вопросы организационно-управленческой структуры предприятия. От того, какова она будет в плане жёсткости вертикали, исполнительской дисциплины, дублирования функций руководителей отделов, взаимозаменяемости администраторов и исполнителей, надёжности работы системы — будет зависеть её эффективность и стоимость по соотношению «цена – качество».

Особо важным вопросом, во многом определяющим успешное или неуспешное будущее предприятия, является вопрос о руководителе, его деловых и профессиональных качествах, талантах лидера, способного повести за собой трудовой коллектив. У нас имеются данные опросов ВЦИОМ о том, каким себе представляют россияне идеального руководителя предприятия (опросы проводились в 2014 и 1989 гг.).

Первый вопрос к респондентам касался лидерских качеств – сколько людей считает себя лидерами, способными повести за собой коллектив? Выяснилось, что 58% опрошенных сегодня считают, что в той или иной степени обладают лидерскими качествами (в 1989 г. таковых было 48%). При этом 10% уверены, что за ними пойдут многие, 19% уже приходилось «вести за собой» большие группы людей, а 29% могут возглавить лишь малую группу.

Интересны также отношения по линии «власть – подчинение». Людей непокорных, отвергающих властных начальников стало меньше – «для пользы дела» готовы следовать распоряжениям авторитарных руководителей 35% (в 1989 г. – 22%). И, напротив, уменьшилось число тех сотрудников, желающих избавиться от властного босса – с 34% в 1989 г. до 27% в настоящее время.

Как считает почти три четверти россиян, руководитель должен быть спокойным (71%), зрелым, а не молодым человеком (56%). Более предпочтителен начальник-мужчина (53% в 1989 и 2014 гг.). Женщину на посту босса хотели бы сейчас видеть 17% (в 1989 г. таковых было всего 6%).

Более приемлемым руководителем считается строгий босс (52% в 2014 г., 53% в 1989 г.), мягкого начальника предпочитают 26 и 21% соответственно. Фактор национальности руководителя в наше время значительно вырос – босса своей национальности хотели бы иметь 53% опрошенных (в 1989 г. – 26%).  Не имеет значения этническое происхождения руководителя для 43% (в 1989 – для 74%). Верующего начальника хотели бы видеть 32%, атеиста – 12%, а для 56% опрошенных вопрос вероисповедания не является значимым.

Из результатов данного опроса можно сделать чёткий вывод, что на нынешнем этапе граждане России предпочитают иметь волевых и авторитарных руководителей, готовых брать на себя ответственность за судьбу коллектива и бизнеса. Либеральные и демократические боссы пользуются всё меньшей популярностью.

 

Образ идеального руководителя в российском менеджменте

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*