Управленческий труд и его специфика

Управленческий труд занимает всё более значимое место в современном обществе. Принципы управленческого труда мы пытаемся применять к себе (самоменеджмент, сэлфменеджмент) для улучшая персональной эффективности, к личному и рабочему времени (тайм-менеджмент), к управлению проектами, руководству персоналом, управлению бизнесом, маркетингом, некоммерческими предприятиями.

Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, решаемыми задачами, с другой — содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда (его предметом, средствами и самим трудом). Управленческий труд — разновидность умственного труда. Непосредственно не выступая созидателем материальных благ, он становится неотъемлемой частью труда совокупного рабочего. Следовательно, управленческий труд — производительный, необходимый при любом комбинированном способе производства.

Основная цель управления как такового заключается з создания необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для реализации задач организации (предприятия), установлении гармонии между индивидуальными трхловыма процессами, в координации и согласовании совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление — прежде всего работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом упрааляюшего воздействия

Информация — специфический объект управленческого труда, что обусловливает его информационную природу. В нем сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой информации, а обмен деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер.

Достижение цели управления осушестатяется путём подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий. Управляющие воздействия на коллективы людей, на их трудовую деятельность и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия служит управленческое решение.

В процессе управления его субъекты решают самые различные проблемы — организационного, экономического, технического, социально-психологического, правового характера. Данное многообразие также стало важной особенностью управленческого труда.

Управление — процесс многогранный, неоднозначный. Соответственно, анализ внешней и внутренней среды, принятие на этой основе управленческих решений — процедура, зависящая от сложной и подвижной совокупности факторов, постоянно создающей нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, занимающегося данной специфической деятельностью, творческого к ней подхода. Решения, принимаемые руководителями, зависят нс только от их знаний и квалификации, но и от личностных качеств, практического опыта, здравого смысла, интуиции.

Средства управленческого труда — организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования определяют культуру и эффективность управления.

Следует отметить, что точка зрения на менеджмент как сферу работы исключительно с людьми, изложенная выше (см. [1]), не является единственной и общепризнанной. В частности, ещё в первой трети ХХ века в кругах отечественных учёных определились разные взгляды на управленческие процессы.  Так, в СССР создавались научные школы и направления, свыше 100 крупных ученых занимались проблемами управления. В это время чет­ко обозначились две основные группы концепций управления: орга­низационно-технические и социальные.

К организационно-техническим относится ряд концепций, в числе которых:

  • «организационного управления» А.А. Богданова, согласно кото­рой все виды управления в природе, технике и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить о существовании науки об общих принципах организации, т.е. тектологии. А.А. Богданов предвосхитил некоторые положения кибернетики;
  • «физиологического оптимума» О.А. Ерманского, т.е. соответ­ствия особенностей работника, его психических и физических качеств особенностям профессии;
  • «узкой базы» А.К. Гастева. Он исследовал рабочее место, конк­ретного рабочего, его функциональные возможности в зависи­мости от внешних воздействий.

Предложенная им «концепция трудовых установок» включала три направления:

1) теория трудовых движений в производственных процессах и орга­низация рабочего места;

2) методика рационального производственного обучения;

3) теория управленческих процессов.

В отличие от западных ученых в СССР изучали и рабочего, полагая его творящим субъектом. Проводились психофизиологические иссле­дования и изучались вопросы утомляемости работников, причем к этим исследованиям представители зарубежных школ приступили позднее. Положения из «Листка НОТ № 1», широко известного по всей стране, актуальны и сейчас:

  • не бойся эксперимента;
  • никогда не раздражайся;
  • умей говорить, разговаривать, слушать и т.д.

К социальной группе относятся концепции:

1) «организационной деятельности» П.М. Керженцева, который ут­верждал, что изучение организационных приемов и определение наибо­лее рациональных методов организационной работы имеет исключитель­ное значение. Им выделено три общих направления организационной работы для любого учреждения:

2) «организационная четкость», т.е. четкое распределение функций между отделами, строгая организационная структура;

3) экономия;

4) учет и контроль;

  • «социально-трудовая концепция управления производством» Н.А. Витке, который четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем. Главная задача — организация людей как участников единой трудовой коопера­ции. Существо административной работы сводится к созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в про­изводственных коллективах. Н.А. Витке сформулировал требо­вания к руководителям — носителям административной функ­ции. Среди них — умение правильно подбирать управленцев, намечать цели, определять обязанности, координировать рабо­ту и т.д.;
  • «теория административной емкости» Ф.Р. Дунаевского. Под ад­министративной емкостью Ф.Р. Дунаевский понимал способ­ность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от личных качеств. Им сформу­лирована проблема нарастания информационного барьера в уп­равлении с развитием производства и разбуханием управленче­ского аппарата. Трудности могут быть преодолены на основе тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования, расширения «границ административной емкости» с помощью техники.

 

Литература:

1. Менеджмент. Учеб. пособие /П.В.Шеметов, Л.Е.Чередникова, С.В.Пастухова.

2. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*