Типы и формы рекламы

Одной из наиболее распространенных классификаций рекламы является классификация на основе применяемых средств информации. С этой точки зрения различают классическую рекламу, рекламу в местах продажи, директ-мейл (почтовую рекламу) и рекламу в новых средствах информации.

Чаще всего используется классическая реклама (на радио, телевидении, в газетах и журналах), а также новых средствах массовой информации – через телефакс, видеотекст, компьютерные сети.
Реклама данных типов в основном является односторонней, так как коммуникация происходит здесь почти исключительно в одном направлении – рекламное обращение адресуется широкой анонимной публике. Обратная связь с целевой группой отсутствует.

Реклама в местах продажи (POS-реклама, от англ. PointofSales) заключается в распределении проб, использовании дисплей-материалов [1] (указатели, плакаты, стрелки, вывески, выносные конструкции, штендеры, щиты и т.д.).

Такая распространенная форма, как директ-мейл (почтовые рекламные обращения), предоставляет возможность приспособить рекламу к потребностям целевой группы или лица. Используя приложенную анкету или карточку для ответа, можно достичь обратной связи.

Для достижения двусторонней коммуникации часто используется индивидуальная реклама, которую проводят так называемые авторитетные лица среди своих последователей. Так, например, в среде женщин, использующих косметику или краску для волос, немало поклонниц известных фотомоделей или актрис, которые выступают с соответствующей рекламой.  Когда они лично общаются со своими последователями, рассказывает, какие использует косметические средства, помады, кремы или краску для волос – все это имеет повышенный эффект воздействия на целевую группу. Кроме того, последователи авторитетного лица впоследствии обсуждают все затронутые в рекламе вопросы между собой, в кругу своих друзей и знакомых, что приносит коммутатору дополнительных сторонников.

Разновидностью индивидуальной рекламы является реклама с использованием знаменитостей, которая нацелена на перенос имиджа. Весьма часто звезды эстрады, кино или спорта привлекают внимание потребителя к определенному, элитарному поведению. Однако замечено, что исключительность окружения скорее мешает восприятию продукта, так как идеал часто кажется недостижимым.

В связи с отмеченным недостатком зачастую используется реклама, использующая свидетельства обычных потребителей. На практике часто используют комбинацию последних двух видов рекламы. Для этого знаменитость, не играющая, однако, роль супермена, выступает в качестве обычного потребителя. В этом случае известность сочетается с большей убедительностью.

Различие между рекламой продукта и рекламой фирмы заключается в том, что является объектом рекламного обращения. Фирма занимается, как правило, как рекламой отдельных продуктов, так и рекламой предприятия в целом. В первом случае выделяются особые качества продукта, во втором – через указания, например, на величину фирмы и ее мировые связи, делается попытка добиться доверия покупателей для всей линейки товаров предприятия.

Назовем теперь формы рекламы продукта:

·   Информирующая реклама – рассказывает потребителям о свойствах продукта вообще и его некоторых характеристиках в частности.

·   Эмоциональная реклама – концентрируется на пробуждении у потребителя симпатии к продукту. Для этого продукт размещается и показывается, как правило, в привлекательном окружении в связи с детьми, растениями, животными и другими носителями симпатии.

·   Реклама с использованием знаменитостей.

·   Сравнительная реклама. Сравнительная реклама, как следует из названия, противопоставляет продукт фирмы конкурирующим товарам. При этом прямые сопоставления с указанием конкретных производителей нежелательны, так как:

—  Во-первых, можно таким образом попасть под санкции Закона о рекламе, что нанесет моральный и материальный ущерб фирме-рекламодателю;

—  Во-вторых, это может повлечь за собой ответные действия со стороны конкурентов.

Широкое распространение в последнее время получила реклама с элементами мультипликации, музыки, песен и частушек. Данные формы рекламы способствуют ее активному запоминанию потребителями, хорошо воздействуют на целевую группу.

В печатных средствах массовой информации нередко используется так называемая редакционно оформленная реклама, которая по внешнему виду не отличается от прочих материалов, включенных в средство информации (ее еще называют скрытой рекламой). Таки образом рекламодатель пытается скрыть коммерческие намерения и придать сообщению большую убедительность.

Так называемая подсознательная реклама используется с целью прямого воздействия на подсознание потребителя. Впервые была применена в 1950-х годах в кинотеатре в виде 25-го кадра, призывающего пить Кока-колу и есть чипсы. У специалистов существуют сомнения, действительно ли речь идет о процессе управляемом и пригодном к использованию в рекламных целях. Однако имеются надежные экспериментальные данные, свидетельствующие о значительном влиянии неосознаваемых факторов на поведение людей.

В частности, Стюарт Валинз в своем эксперименте показывал участникам-мужчинам 10 фотографий обнаженных женщин из журнала «Плейбой», предварительно отобранных экспертами как эстетически равноценные, с просьбой выбрать трех наиболее привлекательных. При этом на грудь участникам накладывалась специальная манжета, подключенная к усилителю так, что они могли слышать якобы собственное сердцебиение. Учащение (или отсутствие изменения) сердцебиения являлось независимой переменной, которой экспериментатор манипулировал с помощью ложной обратной связи.

В результате практически все участники предпочитали именно те 3 изображения (одни и те же для всех участников), на которые возникали изменения сердцебиения, хотя подавляющее число участников утверждали, что они на эти звуки «даже внимания не обращали». Раскрытие ложности обратной связи, то есть объяснение в послеэкспериментальной беседе экспериментатором того, что учащенное сердцебиение давалось произвольно, не меняло предпочтений участников (Valins, 1974). [2]

Таким образом, мы можем на примере данного эксперимента убедиться в том, что ощущениями потребителей можно манипулировать.

 


1 От англ. display – выставлять, показывать.

2 Прив. по: Бреслав Г.М. Психология эмоций. — 2-е изд., стер. – М.: Смысл: Издат. центр «Академия», 2006. – С.29.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*