Тэтчеризм

Экономическое положение в Великобритании, сложившееся к концу 1970-х годов, ознаменовалось целым букетом проблем. В стране был весьма высок уровень безработицы, бастовали шахтёры, многие отрасли промышленности находились в рецессии. И что самое печальное, выходы из создавшегося положения не просматривалось: действовавшие по рецептам Джона Мейнарда Кейнса политики зашли почти в полный тупик. Безработицу Кейнс советовал уменьшать за счёт государственных инвестиций. Но этот рычаг больше не давал запланированного результата — госбюджет был перегружен социальными выплатами и дальнейшее наращивание дефицита неизбежно вело к раскручиванию инфляции, следствием которой обычно было социальное недовольство и потеря стабильности в обществе.

Становилось ясно, что рекомендации Кейнса больше не действовали ни в Британии, ни в США, где к власти пришёл новый президент Рональд Рейган. Лидеры капиталистического мира, каковыми были Великобритания и США, должны были найти иные пути выхода из кризиса, отбросив кейнсианство. Новыми подходами в решении экономических проблем стали рейганомика (монетаризм) и тэтчеризм.

О последнем поговорим подробнее. Приход к власти в 1979 г. Маргарет Тэтчер ознаменовал совершенно новую для Британии экономическую программу, основанную на неоконсервативной концепции, радикальным образом расходившейся в инструментарии с кейнсианством. Правительство премьер-министра М. Тэтчер делало акцент на свободном предпринимательстве, личной инициативе, индивидуализме и разгосударствлении экономики. В основе модернизации хозяйственной системы лежали идеи саморегулирования рынка, изменения массы денег в обращении, снижения налогов, урезания расходной части бюджета (политики «затягивания поясов»).

Важнейшим направлением экономической политики М. Тэтчер была приватизация госпредприятий. Для экономики Великобритании была характерна высокая степень национализации. Государственные предприятия производили в 1979 г. 10% ВВП. Отсутствие в государственном секторе конкуренции или угрозы банкротства не стимулировало рост эффективности производства.

Правительство приступило к проведению крупномасштабной приватизации государственных предприятий. Частным компаниям были проданы богатые месторождения нефти, заводы по производству радиоактивных изотопов, национальная компания по перевозке грузов, угольные шахты, телекоммуникации и предприятия газовой, сталелитейной, электроэнергетической промышленности. За период 1984-1987 гг. была приватизирована 1/3 государственной собственности в промышленности. Приватизация привела к тому, что значительно возросло количество держателей акций и по числу акционеров Великобритания заняла второе место в мире.

Изменения затронули и оставшиеся государственные компании. Одновременно с предоставлением большей хозяйственной самостоятельности эти предприятия стали полностью автономны в финансовом отношении. Такие компании уже не находились в сфере искусственного благоприятного климата, цены полностью определялись рыночной конъюнктурой. Резко сократилась доля государственных капиталовложений в английскую экономику. В начале 90-х гг. она составляла всего 25% против 50%, характерных для предшествующего периода.

Определенное место в процессе разгосударствления занимала приватизация жилья, которое арендовалось у местных властей. Содержание таких домов повышало расходы местных бюджетов, и был принят закон, по которому местные органы власти могли продавать дома по льготным ценам арендаторам.

Важным направлением экономической политики М. Тэтчер было развитие малого и среднего бизнеса, повышение его экономической самостоятельности. Малый и средний бизнес стал новой силой в экономической структуре Великобритании. Мелкие и средние хорошо оборудованные фирмы могли быстро и гибко реагировать на изменение рыночной ситуации в отличие от крупных корпораций. Кроме того, эта часть предприятий успешно дополняла производство на крупных объединениях, часто работая по их заказам.

Основным направлением бюджетно-налоговой политики было сокращение государственных расходов. Было проведено сокращение численности государственных чиновников и общего уровня затрат на содержание государственного аппарата. Составляющим элементом сокращения государственных расходов было сокращение расходов бюджета на социальные цели и жесткий контроль над уровнем заработной платы.

В результате изменения налогового законодательства ставка подоходного налога была снижена и возросли налоговые льготы частному бизнесу. Ставка налога на прибыль крупнейших корпорация была последовательно снижена сначала до 50%, а затем до 35%. Были отменены взносы предпринимателей в фонды социального страхования на занятую рабочую силу. Одновременно усиливалось косвенное налогообложение. Возросла ставка налога на добавленную стоимость (с 8 до15%), которым облагался широкий ассортимент товаров первой необходимости, а также бытовые услуги и медицинская помощь. Удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета вырос с 34% в 1979 г. до 39% в 1981 г.

Антиинфляционная политика реализовывалась на основе сокращения займов, предоставляемых государством частному сектору, контроля темпов роста денежной массы, повышения ставки процента, сокращения численности государственного аппарата.

Реформы этого периода затронули и внешнеэкономическую деятельность. В 1980 г. были отменены все ограничения на экспорт капитала. В начале 80-х гг. среднегодовой размер внешнеэкономических инвестиций частного капитала составлял в среднем 35 млрд ф. ст. Основная часть английского капитала экспортировалась в развитые индустриальные страны. Одновременно поощрялись вложения иностранного капитала в английскую экономику.

Большое внимание уделялось рационализации производства. Были реализованы программы технической реконструкции и модернизации электротехнического машиностроения, текстильной промышленности и ряда других отраслей. Большая часть инвестиций направлялась на замену и модернизацию оборудования, внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий. Наибольший прирост капиталовложений был в автомобилестроении, в химической, полиграфической и целлюлозно-бумажной промышленности. Одновременно сохранялся высокий уровень расходов на НИОКР в военной области.

Рост занятости в экономике приводил к снижению безработицы. Если в 1987 г. без работы было 9,8% рабочей силы, то в 1989 г. — 6,8%. Для сокращения числа безработных была разработана программа профессионального их обучения. Ее реализация делала возможным переобучение и дальнейшее трудоустройство около 600 тыс. чел.

Важным элементом экономического роста являлся потребительский спрос населения и частные капиталовложения, положительная динамика которых была связана с ростом доступности кредита. В результате возросли как потребительские расходы населения, особенно на товары длительного потребления, так и масштабы частных капиталовложений, наибольший прирост которых имел место в автомобилестроении, целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслях.

В результате проводимой экономической политики темпы экономического роста в 80-е гг. составляли в среднем 3-4% в год, что превышало аналогичные показатели в других странах. Рост производительности труда в среднем составлял 2,5% в год, уступая лишь Японии. Возросла и капиталоотдача, характеризующая эффективность использования основного капитала. Англия была единственной из развитых стран, кроме Японии, где этот показатель имел положительную динамику по сравнению с 1970-ми гг. Темпы инфляции снизились с 16% в 1980 г. до 4% в 1983 г.

Источники:

  1. В память о «железной леди»
  2. Экономическая политика М.Тэтчер
  3. Грызунова Е. В. Тэтчеризм как «экономическое чудо» Великобритании [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 1-3.

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*