Теоретический и практический менеджмент

По поводу менеджмента часто ведутся дискуссии – что это, — искусство, ремесло, наука, творчество? Высказываются разные мнения с каждой противоборствующей стороны, причём довольно убедительные. Так, противниками признания менеджмента искусством выдвигаются следующие аргументы. Искусство — эта креативная по своему характеру сфера деятельности, «штучное производство», тогда как менеджмент — сфера управленческих технологий, осуществляемая на циклической, регулярной основе. Художник может заниматься искусством, когда ощутит вдохновение, а менеджер должен выполнять свою работу каждый день, независимо от творческого подъёма и общего самочувствия. Это отнюдь не означает, что роль личности в управлении не имеет значения — она так же значима, как и в любой другой сфере деятельности. Ведь и в науке есть гении, с которых начинаются целые эпохи, а есть масса скромных научных сотрудников, имена которых история не помнит, однако почему-то никому не приходит в голову вопрос о том, является ли наука искусством. Просто одни люди обладают большими способностями к избранной ими профессии, чем другие [1].

Возникает закономерный вопрос, является ли управление в целом, и менеджмент, в частности, наукой? Или же это искусство или ремесло? Ответ будет весьма простым и общим: менеджмент – это одновременно наука, искусство и ремесло, то есть все три компонента, смешанные в разных пропорциях для тех или иных ситуаций.

Что касается науки, то ею мы называем деятельность, которая основана на объективных закономерностях. Есть ли такие закономерности для всех людей? Хотя и не на 100%, но есть; такие законы принято называть вероятностными или основанными на больших числах. Например, большинство людей в самых разных странах мира предпочитает большие заработки малым, хотя почти всегда находится небольшая часть индивидов, отказывающихся от материальных благ и денег в связи по религиозным или иным соображениям. То же самое мы можем сказать и по ряду других закономерностей, которые составляют базу менеджмента. В частности, подавляющее большинство людей хотят:

— Денег и благ, которые можно купить за деньги;

— Здоровья себе и своим близким;

— Дружбы и общения;

— Быть значительными и уважаемыми в обществе лицами.

Всё вышеперечисленное в менеджменте называют мотивацией.

Естественно, что абсолютное большинство людей пытается избежать излишних трудовых и физических нагрузок, заболеваний и потери трудоспособности, агрессивной окружающей среды в социальном и экологическом плане. Люди хотят хорошо выглядеть и не желают стареть.

Таким образом, мы в сжатом виде перечислили общеизвестные интересы людей, которые становятся научными основами менеджмента. Соблюдение этих законов или правил при повседневном общении с подчинёнными и окружающими нас людьми приводит к позитивным результатам как в управлении бизнесом, так и в личной жизни. И, напротив, конфликтность, нежелание учитывать интересы сотрудников, партнёров и потребителей, неизменно ведут к проблемам и потере доходов.

Прив. по: Галкин В.В. Курс лекций по менеджменту.

Примечание:

1.Айвазян З.С. Менеджмент: не наука и не искусство.

1 Kомментарий

  1. Менеджмент – система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*