Тара и упаковка как элементы логистики

Для современных промышленных предприятий, аграрного производства, торговли, транспорта и других отраслей экономики значимой проблемой является снижение издержек при транспортировке и хранении товаров. Известно, что издержки, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, перевозкой и складированием продукции, составляют в среднем от 10 до 20% в конечной цене товара. Чтобы минимизировать такие издержки, промышленность и торговля активно используют в своей повседневной работе элементы логистики – науки оптимального товародвижения и управления запасами.

Между тарой, упаковкой и товаропроводящей системой существует тесная взаимосвязь, так как от их параметров и характеристик во многом зависят объемы загрузки транспорта и складских помещений, затраты на погрузку и разгрузку товаров. Кроме того, товаропроизводителю следует учитывать и направление движения грузов: если товар направляется в северные районы, то материал тары и упаковки должен быть морозоустойчивым; если в южном, то следует учитывать возможность воздействия высоких температур и повышенной влажности.

Остановимся на основных аспектах выбора тары и упаковки в рамках требования логистики.

Габаритные размеры. Грузовые перевозки, осуществляемые в международной торговле, во многих компонентах стандартизированы и унифицированы, то есть приведены к единым параметрам (стандартам), заранее согласованным участниками транспортных перевозок. Внедрение единых стандартов является объективной необходимостью, так как существующие различия в грузовых, технических и иных нормативах разных стран приводит к дополнительным издержкам. Например, если две страны применяют различные размеры колеи на железной дороге (с разным расстоянием между рельсами), то очевидно, что грузы на границе следует выгружать, а затем загружать в вагоны с нужным размером колеи.

Необходимость производства дополнительных погрузочно-разгрузочных работ приводит к удорожанию перевозок и непроизводительной потере времени. То же самое можно сказать и о стандартизации типоразмеров тары и упаковки, – если торгующие страны используют различные стандарты, то это приводит к определенным затруднениям. Например, если разрешенные габариты транспортных контейнеров существенно различаются, то это приводит к тому, что контейнер больших размеров, разрешенный в одной стране, не может пройти под мостами и виадуками в другой.

Такие же разночтения могут возникнуть и в области веса контейнера, требований по токсичности, экологичности, радиационной безопасности и других параметров. Чтобы избежать несогласованности и дополнительных издержек, государства-участники торговых отношений заключают между собой договоры, которые урегулируют параметры контейнерных перевозок. Эти параметры необходимо учитывать предприятиям, осуществляющим поставки на внешние рынки.

В настоящее время определен европейский стандарт, устанавливающий размер базового модуля в 600 (400) мм, в соответствии с которым осуществляется целый ряд кратных параметров для оптимальной загрузки поддона с унифицированными параметрами. Таким образом, предприятиям-товаропроизводителям следует при определении размеров тары и упаковки исходить из того, что при других базовых размерах расходы на транспортировку могут увеличиваться из-за неполного заполнения европоддона. Если площадь поддона используется на 90%, а платить приходится за 100 %, то непроизводительные издержки налицо.

В связи с важностью согласования габаритов тары с принятыми международными стандартами ее размеры определяются на стадии проектирования. При помощи прикладных компьютерных программ проектировщики определяют:

  • Размеры тары и упаковки;
  • Оптимальное количество продукции для загрузки одного поддона или контейнера, необходимость использовать гидравлический подъемный стол;
  • Возможную комбинацию различных товаров, перевозимых в одном контейнере;
  • Возможность визуального контроля груза и его маркировки для таможенного досмотра и персонала сопровождения.

Кроме того, на стадии проектировки учитывается и комплектация грузов для различных грузополучателей – в частности, устанавливается, какой груз и в каком порядке должен быть установлен на транспортное средство, в какие климатические условия направляется груз, какие требования к таре и упаковке предъявляются законодательством страны, в которую поставляется продукция и ряд других вопросов.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*