Таможенные перевозчики

Транспортные перевозки занимают в экономике таможенного дела одно из центральных мест. И это вполне естественно, так как все товарные потоки, пересекающие таможенные и государственные границы, движутся не сами по себе, а используют воздушный, наземный или водный транспорт. К этим традиционным видам транспорта следует добавить также трубопроводный, по которому осуществляется прокачка нефтепродуктов и газа, подземный (им часто пользуются контрабандисты – например, для поставки товаров из Египта в Сектор Газа), и линии электропередачи (воздушные и кабельные), по которым за рубеж продается такой специфический товар, как электрическая энергия (см. рис.1).

Рис.1. Схема организации транспортных перевозок через таможенную границу.

Рис.1. Схема организации транспортных перевозок через таможенную границу.

Стандартная схема экспортно-импортных операций представляет собой модель «Грузоотправитель – таможня отправителя – таможня принимающей стороны – грузополучатель».

В идеальном варианте товары, следующие через одну или несколько таможенных границ, – например, автотранспортом, желательно не задерживать для полного досмотра с выгрузкой и погрузкой на складах временного хранения, с соответствующим контролем груза на соответствие декларации, санитарным нормам, проверке его на безопасность и аутентичность (контрафакт).

Задержки груза с постоянной его перегрузкой и складированием в разных климатических и погодных условиях добавляет к его стоимости издержки на погрузочно-разгрузочные и складские работы, по его охране и страхованию. И это не говоря о нерациональных потерях времени, возможной порче и хищениях перевозимого товара.

Интересы грузоотправителей и грузополучателей направлены на всемерное ускорение движения товаров через таможенные границы, на сокращение издержек и простоев. Современный бизнес не желает мириться с надуманными бюрократическими процедурами и денежными потерями всех типов.

В ответ на претензии бизнеса таможенные службы возражают, что все обязательные процедуры по контролю товаропотоков и таможенной очистке должны быть выполнены, не взирая ни на чьи коммерческие интересы.

Сближение позиций бизнеса и государства в лице таможенной службы и привело со временем к появлению института таможенных перевозчиков, который отчасти снимает препятствия на пути движения товаропотоков и существенно ускоряет продвижение экспортно-импортных операций.

За счет чего это достигается? В первую очередь, за счет специализации перевозчика. Если обычный перевозчик не несет никакой моральной и материальной ответственности перед таможенной службой, то он может манипулировать грузом в пути по своему усмотрению. Тогда возникает дилемма – либо приставить к каждому транспортному средству по сотруднику таможни, который бы выполнял функции надсмотрщика и экспедитора, либо делегировать перевозчику часть полномочий таможенной службы, возложив на него определенный круг прав и обязанностей. Такой уполномоченный перевозчик и получил наименование таможенного перевозчика.

За счет специализации на транспортировке таможенных грузов перевозчик приобретает высокую квалификацию в получении необходимых для таможенных целей:

  • разрешений и лицензий на ввоз/вывоз товаров (в том числе временный ввоз), транзит товаров по территории РФ;
  • сертификатов соответствия, гигиенических заключений, ветеринарных свидетельств, отказных писем,
  • заключений оценщиков и лабораторий и других документов компетентных госорганов и организаций;
  • классификационных решений, писем, согласований, разрешений таможенных органов различных уровней.
  • по организации складской обработки и доставки груза к конечному потребителю после выпуска товаров в свободное обращение.

В российской практике таможенного дела государство предлагает транспортным компаниям, желающим получить выгодные заказы по перевозке грузов в пределах одного или нескольких регионов стать уполномоченными таможенными перевозчиками.

Для того чтобы получить данный статус и право перевозить грузы, находящиеся под таможенным контролем, транспортная компания должна быть включена в Реестр таможенных перевозчиков. Включение в Реестр производится Федеральной таможенной службой России, после того, как транспортная компания выполнит ряд требований, касающихся технического оснащения своего транспорта, пригодного для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями, уплаты гарантийных и страховых платежей. Кроме того, транспортная компания должна подтвердить наличие опыта перевозок (который должен составлять не менее 2-х лет), транспортной лицензии и счетов в банках, обслуживающих данную компанию.

Таким образом достигается определенный баланс экономических и государственных интересов бизнеса и таможенной службы. Транспортные компании всех форм собственности могут допускаться к обслуживанию выгодных заказов по перемещению товаров по импорту и экспорту, принимая на себя определенные финансовые и моральные обязательства, а таможенная служба получает в партнеры доверенные транспортные компании, располагающих необходимым парком транспортных средств и финансовыми гарантиями.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*