Таможенно-валютный контроль в России

За последние два десятилетия таможенно-валютный контроль в Российской Федерации претерпел кардинальные изменения. В период существования СССР в стране господствовала тоталитарная модель валютного регулирования и контроля. Внешнеэкономическую деятельность осуществляли специальные монопольные структуры, находившиеся под полным контролем государства. Все предприятия, участвующие в экспортно-импортных операциях, осуществляли поставки и валютные взаиморасчеты через государственных монополистов. Валютная выручка, полученная экспортерами, конвертировалась по принудительному курсу в рубли, которые зачислялись на счет предприятия.

В области валютно-таможенного регулирования физических лиц регламентация валютных отношений также отличалась жесткостью. Для выезжающих за рубеж туристов устанавливались лимиты обмена иностранной валюты, которой хватало лишь на покупку недорогих сувениров. Чаще всего суммы обмена не превышали 100 долл. на человека. Возвратившиеся из туристических поездок люди должны были обменять национальную валюту на рубли или чеки специальных магазинов «Березка», в которых выбор товаров был значительно лучше, чем в обычных универмагах для рядовых граждан. Отказ от сдачи иностранной валюты влек за собой уголовное преследование граждан.

С переходом к рыночной экономике таможенно-валютный контроль в нашей стране значительно меняется. В связи с массовой приватизацией предприятий и появлением большого числа новых хозяйствующих субъектов, которым необходим был выход на внешние рынки без посредничества государственных монопольных структур, возникли предпосылки для формирования новых правительственных постановлений и законодательных актов по таможенно-валютному регулированию. Потребности в новом законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле были связаны с такими факторами, как:

  • радикальная перестройка экономических отношений, отход от системы тотального планирования и регулирования всех сторон хозяйственной деятельности предприятий;
  • приобретением права предприятиями всех форм собственности выхода на внешний рынок для совершения импортных закупок или экспорта своей продукции за рубеж;
  • интересами государства, которое в тот период остро нуждалось в валютной выручке для решения социальных и экономических проблем;
  • пресечение нелегальной миграции валюты и валютных ценностей, уменьшение до минимума доли черных рынков валюты и оттоку иностранной валюты за рубеж.

Для российской экономики особую остроту валютный контроль приобрел с начала 1990-х годов – т.е. с периода обретения Россией своей государственности и переходу к свободному ценообразованию. В 1992 г. произошла полная либерализация цен на внутреннем рынке. Слабость бюджетной дисциплины, политическая дезинтеграция СССР, значительный внешний долг страны – все эти факторы обусловили высокую инфляцию (свыше 2500% в 1992 г. и около 900% в 1993 г.). В сложившихся условиях финансовой нестабильности как население, так и предприятия всех форм собственности стремились хранить свои денежные средства и осуществлять взаиморасчеты в твердых (свободно конвертируемых) валютах – так как рубль быстро обесценивался и являлся нестабильной денежной единицей.

Наметилась и стала нарастать тенденция сокрытия экспортерами валютной выручки, которая либо вовсе не возвращалась в Россию после поставки товаров (главным образом сырьевых – нефти, газа, леса и проч.), либо не показывалась или занижалась в платежных документах. В связи с тем, что данное явление приняло массовый и повсеместный характер, в уголовном кодексе даже появилась новая статья, касающаяся невозврата и сокрытия валютной выручки.i

Для исправления создавшегося положения таможенной службой и Центральным банком РФ были предприняты меры по усилению контроля валютных платежей путем создания автоматизированной системы учета платежей участниками ВЭД. В 1994 г. Государственный таможенный комитет (ГТК) совместно с ЦБ РФ стал формировать и апробировать систему таможенно-банковского контроля за валютными операциями, осуществляемых российскими, иностранными и совместными предприятиями.

Постепенно процедуры отслеживания, контроля и проверки предоставляемых участниками ВЭД данных были налажены и отработаны, а российским предприятиям (в том числе оффшорным), осуществляющим внешнеторговые сделки, стало труднее уклоняться от репатриации капиталов, раскрытия информации и сокрытия обязательных платежей.

Улучшение таможенно-валютного контроля позитивным образом отразилось на собираемости таможенных платежей и пошлин. Поступления в государственный бюджет за период 2000-2008 гг. возросли до величин в 40-45% доходной части федерального бюджета. ФТС России удалось, таким образом, решить многие задачи по повышению экономической безопасности страны и собираемости таможенных пошлин и сборов всех видов.

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*