Своды этических норм в фит-бизнесе

Культурное пространство предпринимательских сообществ весьма неоднородно. В каждом из них имеются свои устоявшиеся обычаи, традиции, нормы поведения. Юридические законы, принятые в той или иной стране, регулируют поведение своих граждан лишь на основе оценки их правомочности или противоправности. Культурные нормы, порядочность, ответственность, доброжелательность, искренность законы в полном объеме регулировать не могут. Нельзя путем введения соответствующих законов предписать всем людям быть честными, не красть, не сквернословить, не обманывать.

Для изменения мировоззрения и поведения индивидов нужны несколько иные подходы и инструменты. В бизнесе для решения этой задачи применяются специальные своды правил, именуемые кодексами профессиональной (корпоративной) этики, к которым сотрудники присоединяются на добровольной основе.

Кодекс профессиональной этики составляет основу корпоративной культуры, является ее несущей конструкцией. Записанные в нем правила играют роль моральных ориентиров, на которые персонал должен опираться в своей повседневной деятельности.

В фитнес-индустрии кодексы профессиональной этики строятся, чаще всего, на таких краеугольных положениях, как ответственность работников фитнес-компании перед обществом, клиентами и перед самими собой за здоровье людей, их физическую и творческую активность, за интересный и содержательный досуг, за обучение и получение новых знаний.

Особое место в работе фитнес-клубов занимает пропаганда здорового образа жизни и преодоления вредных привычек. Фитнес-тренеры выступают наглядным примером для людей и особенно молодежи, как можно усовершенствовать свой дух и тело посредством регулярных тренировок. В этой связи сотрудникам фитнес-клубов кодексы профессиональной этики настоятельно рекомендуют отказаться от курения и потребления алкоголя. Фитнес-тренер должен стать моральным ориентиром и образцом для клиентов и окружающих его людей в части бытового поведения, общения, внешнего вида.

Основной трудностью при создании кодексов корпоративной этики в фитнес-индустрии является совмещение частного и общественного интереса. С одной стороны, фит-бизнес является предпринимательской деятельностью со всеми вытекающими отсюда последствиями – конкуренцией, заинтересован-ностью в получении максимальной прибыли, уменьшению себестоимости фитнес-услуг. Высокая конкурентоспособность и прибыль позволяет владельцам бизнеса и сотрудникам фитнес-клуба реализовать свой коммерческий интерес в плане увеличения личных доходов.

С другой стороны, следует принимать во внимание интересы клиентов клуба и общества в целом, которые ожидают от фитнес-компании невысоких цен и хорошего качества услуг, активной пропаганды здорового образа жизни, благотворительности, социальной ответственности. Понятно, что интересы такого характера зачастую противоположны по своему содержанию эгоистическим интересам бизнеса. Именно это противоречие частного и общественного интереса вызывает наибольшие трудности при подготовке и принятии кодексов профессиональной этики в фит-бизнесе.

Решается данная проблема двумя основными способами.

1. Декларативность кодекса. Наиболее тривиальным путем разрешения противоречия между частным и общественным интересом является простое объявление (декларация) этических принципов без фактического следования им. Владельцы фитнес-клуба, пытаясь следовать моде или пробуя усовершенствовать бизнес, провозглашают какую-либо миссию бизнеса, красиво звучащую и внешне привлекательную. Попытки реализовать ее на практике хотя бы частично наталкиваются на дополнительные затраты и снижение эффективности бизнеса. В то же время каких-то сиюминутных выгод новая бизнес-идеология не несет. Обескураженные собственники бизнеса решают де-факто отказаться от провозглашенной миссии, но оставляя ее формально в неизменном виде.

Такой сомнительный с точки зрения морали способ внедрения новой организационной культуры и формирования кодекса корпоративной этики чрезвычайно вреден для бизнеса. Двойные стандарты и двуличие при таком подходе неизбежно проникают в работу всех подразделений фитнес-клуба, в деловое поведение каждого сотрудника. Должностные инструкции, написанные на основе кодекса корпоративной этики, оказываются фикцией, а философия и поведение работников – ущербным. Противоречие между заявленными этическими принципами и практическими действиями приводят фитнес-клуб к неизбежному идеологическому и финансовому кризису.

2. Поэтапная разработка и введение кодекса. Для того, чтобы кодекс корпоративной этики стал действующим инструментом и нормой жизни для сотрудников фитнес-клуба, необходима тщательная подготовительная и внедренческая работа, детальное обсуждение всех аспектов принимаемых положений.

К обсуждению проекта кодекса корпоративной этики привлекаются все сотрудники клуба, заслушиваются все предложения и критические замечания. Наиболее оптимальным является метод обсуждения и принятия с встречным движением, когда синхронно взаимодействуют руководители и владельцы клуба с одной стороны, и рядовые сотрудники с другой.

В результате обсуждений и дискуссий создается такой текст кодекса корпоративной этики, который в выверенных и многократно отшлифованных фразах соединяет на взаимоприемлемой основе интересы бизнеса и морально-этические ценности.

Следует отметить, что принятие фитнес-клубом собственного кодекса корпоративной этики связано с присоединением к прочим сводам правил, действующим в бизнесе и в отрасли. Так, например, в национальных и международных ассоциациях бизнеса, членом которых является (или планирует стать) фитнес-клуб, приняты соответствующие кодексы, где прописываются нормы деловой морали и поведения. Очевидно, что при оформлении своего членства в таких ассоциациях требуется принятие на себя клубом определенных моральных обязательств, не противоречащих собственному кодексу корпоративной этики.

Работая в сфере физической активности, фитнес-клубы присоединяются также к Кодексу спортивной этики, основная цель которого – «обеспечивать прочную этическую основу для борьбы с отрицательными явлениями в современном обществе». Приведем отдельные выдержки из Кодекса спортивной этики, касающиеся повседневной работы фитнес-клубов.

СПОРТИВНЫЕ И ОТНОСЯЩИЕСЯ К СПОРТУ ОРГАНИЗАЦИИ

11. Спортивные и относящиеся к спорту организации несут ответственность и должны:

11.1. Публиковать четкие установки, что считать этичным или не этичным в поведении и обеспечивать, чтобы на всех уровнях спортивной деятельности или в процессе вовлечения в нее всегда использовались соответствующие поощрения или наказания.

11.2. Обеспечивать, чтобы все решения в данном виде спорта принимались в соответствии с Кодексом этики, который отражает положения Европейского кодекса.

11.3. Повышать внимание к Справедливой игре в рамках своей сферы влияния посредством проведения различных кампаний, церемоний награждения, распространения материалов воспитательного характера и использования возможностей в процессе тренировок. Они также должны управлять этим процессом и оценивать его результаты.

11.4. Определить такие системы, которые бы вознаграждали за личные достижения в соблюдении Справедливой игры, помимо успешных выступлений в соревнованиях.

11.5. Обеспечивать помощь и поддержку средствам массовой информации с тем, чтобы они способствовали пропаганде хорошего поведения.

РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ

11.6. Обеспечивать, чтобы структура соревнований соответствовала особым требованиям молодого и подрастающего поколения и обеспечивала им возможность участия в деятельности на различных уровнях — от рекреационного до соревнований высокого класса.

11.7. Поддерживать изменения правил с тем, чтобы они соответствовали особенностям очень молодых и незрелых людей и акцентировали внимание скорее на Справедливую игру, чем на успешное выступление в соревнованиях.

11.8. Обеспечить меры предосторожности во избежание эксплуатации детей, особенно одаренных.

11.9. Обеспечить, чтобы все люди, входящие в организацию или ассоциативные члены, которые несут ответственность за детей и молодежь, имели соответствующую квалификацию для организации управления, тренировочного процесса и обучения, особенно в части понимания биологических и физиологических изменений, происходящих в организме ребенка в период его созревания.

ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИЦА

12. Отдельные лица несут ответственность:

Личное поведение

12.1. Подавать хороший пример своим поведением с тем, чтобы дети и молодежь подражали им, а также ни в коем случае не поощрять и лично не проявлять и не прощать другим несправедливую игру, предпринимая соответствующее наказание в случае плохого поведения.

12.2. Обеспечить, чтобы их собственный уровень подготовки и квалификация соответствовали особенностям детей на различных стадиях их спортивной деятельности.

Работа с молодежью

12.3. Считать своей первейшей задачей заботу о о здоровье, безопасности и благополучии ребенка или молодого спортсмена и обеспечить, чтобы эти требования не превалировали над репутацией школы, клуба, тренера или родителя.

12.4. Способствовать тому, чтобы приобретенный детьми спортивный опыт приобщил их к занятиям физической деятельностью для укрепления здоровья в течение всей жизни.

12.5. Исключить подход к детям просто как к маленьким взрослым, помнить о физиологических и биологических изменениях в их организме в период созревания и о влиянии этого на результаты их выступлений.

12.6. Не возлагать на ребенка надежд, выше его возможности.

12.7. Ставить в центр внимания удовольствие от выполняемой ими деятельности и никогда не оказывать давления на ребенка в отношении его выбора участвовать или не участвовать в той или иной деятельности.

Несоблюдение норм деловой этики, предписываемых кодексами профессиональных сообществ, влечет за собой систему санкций, накладываемых специальными контрольно-дисциплинарными комиссиями, действующими при соответствующих союзах и ассоциациях. Комиссии обладают правами по наложению штрафов, по вынесению требований и предупреждений, а также приостановке членства и исключению из состава ассоциации. Последняя мера очень серьезна в том плане, что подрывает авторитет и репутацию фитнес-клуба, делает его изгоем в профессиональной среде. А это, в свою очередь, бумерангом ударяет по бизнесу.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*