Структура экономической разведки

Организована экономическая разведка может быть на различных принципах. Ее структура, разветвленность и численность зависят от целей и задач службы, объема работ, собираемых и обрабатываемых сведений, степени интеграции с другими силовыми и регулирующими ведомствами.

Теоретически экономическая разведка должна держать в поле зрения все сферы хозяйственной деятельности, рынки и транзакции в производственной, финансовой, сервисной и прочих областях как на национальном, так и на международном уровне.

Однако такая тотальная аналитическая, агентурная и оперативная работа потребует больших штатов высококвалифицированных сотрудников, осведомителей, затрат на аналитический аппарат, надлежащее программное и аппаратное обеспечение, на специально оборудованные здания и сооружения. В реальной практике государство вынуждено определять приоритеты в целях экономии бюджетных ресурсов. Например, определяются приоритеты:

— борьбы с офшорами и незаконными банковскими транзакциями;

— предотвращение отмывания денежных средств от торговли наркотиками, людьми, взрывчатыми и отравляющими веществами, огнестрельным оружием;

— борьба со взятками и коррупцией в аппарате государственного управления;

— снижение размеров теневой экономики;

— сокращения схем «оптимизации» налогов и пополнение доходной части бюджета;

— уменьшение рынков мигрантов и нелегальной рабочей силы.

В рамках поставленных задач формируется штатное расписание, материально-техническая и интеллектуальная база экономической разведки. Другие важные, но не вошедшие в перечень приоритетов задачи, отрабатываются меньшими силами и средствами.

Рабочие и управленческие органы экономической разведки формируются по нескольким признакам одновременно:

— территориальному (дивизиональному), когда подразделения экономических спецслужб имеют свои штаб-квартиры и представительства в регионах;

— рыночному, когда сотрудники экономической разведки работают в рамках специализации и разделения труда по определенным отраслям, внутренним и внешним рынкам;

— функционально-распределенному, когда функции экономической разведки в той или иной пропорции распределяются между несколькими ведомствами – Центробанком, полицией, Комиссией по ценным бумагам и биржам, Службой внешней разведки, ФСБ, налоговыми и прочими органами.

Территориальный принцип построения службы экономической разведки позволяет политическому и экономическому руководству страны (президенту, правительству) держать «руку на пульсе» хозяйственной жизни в коммерческом и некоммерческом секторе, получать информацию из первых рук. При этом поставщиками информации являются не только открытые источники, которые открывают лишь часть общей картины, но и включенные с сделки операторы – сотрудничающие  разведкой предприниматели, госслужащие, участники теневых рынков, работники банков, специалисты финансовых, страховых, инвестиционных, внешнеторговых структур.

Рыночно-ориентированный подход позволяет осуществлять разделение труда в подразделениях экономической разведки. Отдельно взятые сотрудники специализируются на определенном кластере хозяйственной деятельности – например, налоговой, биржевой, банковской, страховой, офшорной, таможенной и т.д. Таким образом формируются эксперты в своей области, способные понять внутреннюю структуру, динамику и перспективы развития той или иной экономической сферы.

Если же разделение труда в подразделениях экономической разведки выражено слабо из-за отсутствия достаточного финансирования, постоянных реорганизаций, текучести кадров или по иным причинам, то рассчитывать на высокий профессионализм работников не приходится. Отдельно взятому сотруднику или их небольшой группе нельзя углубиться в нюансы, тонкости законодательства и внутренней хозяйственной среды, понять механизмы и технологии осуществления тех или иных транзакций, мошеннических схем, способов ухода от налогов.

Что же касается функционально-распределенного принципа, когда экономическая разведка отдает или вбирает в себя основные функции по сбору, обработке, анализу информации, противодействию незаконным финансовым операциям, то здесь многое зависит от специфики конкретной страны – какие структуры в ней исторически сложились (налоговая полиция, финансовая гвардия, подразделения в составе министерства финансов, автономные регулирующие и следственные органы), как изменяется текущая ситуация, имеется ли опасность кризисов и конфликтов.

Выделение экономической разведки (под различными вывесками и названиями) в отдельную, обособленную структуру, имеет свои достоинства и недостатки. К числу достоинств можно отнести:

а) независимость службы от других государственных структур, выполняющих сходные функции;

б) конкурентность, когда одни ведомства присматривают за другими, что в известной степени предотвращает злоупотребления;

в) концентрацию в рамках одного ведомства высокопрофессиональных сотрудников, работающих по единому плану и в рамках согласованного руководства.

Однако недостатки выделения экономической разведки в отдельную структуру могут быть также значительными.

Во-первых, несколько ведомств аналогичного профиля могут дублировать одни и те же операции, мешать друг другу, соперничать на личной почве.

Во-вторых, финансовые затраты на отдельно выделенную службу могут быть весьма значительными. Стоит ли, например, передавать экономической разведке функции по отслеживанию операций с наркотическими веществами, если в составе силовых ведомств уже имеется ФСКН? Или делегировать экономической разведке мониторинг банковских и таможенных транзакций, если аналогичные функции уже выполняет Центробанк или Федеральная таможенная служба?

Вопрос этот достаточно непростой. Его конкретное решение зависит от состояния экономической преступности в стране, степени внешней опасности, количества налоговых уклонистов, величины теневых рынков.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*