Становление экономики как науки

Проблемы экономического благосостояния люди пытались решить еще с самых ранних времен; при этом первые страницы экономической науки были в буквальном смысле написаны кровью. На начальных стадиях развития человеческой цивилизации различные племена и народы делали попытки приобрести богатство путем захвата земель и имущества соседних государств; победитель истреблял противника и присваивал себе богатство побежденного.

Такой способ обретения богатства был весьма рискованным и малопродуктивным по двум причинам: во-первых, в борьбе за материальное благополучие можно было потерпеть поражение самому нападавшему, и, во-вторых, даже при благоприятном исходе полученное в результате военных действий богатство довольно быстро расходовалось и нужно было воевать вновь, что сопряжено с большими потерями и опасностями. К тому же с уже ограбленных соседей уже нечего было взять. Поэтому полностью решить проблему благосостояния общества только путем захвата богатств других народов не удалось ни одному завоевателю.

Учитывая негативный опыт тотального истребления побежденных, завоеватели постепенно изменили тактику – они стали обращать пленников в рабство. Таким образом, рабы должны были трудиться на победителей, создавая им материальное благополучие. Однако со временем выяснилось, что рабский труд неэффективен, – рабы не хотели активно трудиться, при случае портили орудия труда, убивали надсмотрщиков и поднимали бунты. Стало ясно, что и с помощью рабства благосостояния для всех членов общества не добьешься; материальные блага следует искать не за пределами своих государств, а создавать их самим, используя не военную силу и насилие, а экономический потенциал своей страны. Осознание этого факта и явилось предпосылкой для появления экономической науки.

Термин «экономика» происходит от греческого слова «ойкономикос» – домострой, искусство ведения домашнего хозяйства; именно греческие мыслители Ксенофонт, Платон и Аристотель впервые сделали попытку оформить экономику в виде системы научных взглядов. Однако первые научные экономические школы появились лишь в период XVXVI вв., в то время, когда значительно возросла численность населения и повысился уровень развития хозяйственных отношений.

Первой значительной экономической школой принято считать меркантилизм. Название этого экономического направления происходит от итальянского слова «меркантэ» – торговец, купец. Согласно воззрениям последователей этой школы, благосостояние общества достигается за счет государственного содействия торговле, а богатство отождествляется с золотыми и серебряными деньгами.

Различают два исторических этапа в развитии меркантилизма:

·  Ранний меркантилизм, которому соответствует теория активного денежного баланса;

·  Поздний меркантилизм, которому соответствует теория торгового баланса.

Представители раннего меркантилизма недалеко ушли от экономики порабощения и грабежей; их основной тезис можно сформулировать в виде максимы «ограбь соседа». Правда, теперь это истолковывалось не так примитивно, как раньше, а с опорой на экономику, военную силу и государство.

Меркантилисты полагали, что главной задачей государства в части обеспечения благосостояния нации является привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра, а также предотвращение утечки денег за границу. Поэтому правительства прибегали ко всевозможным способам контроля за внешней торговлей и поощрению ввоза золотых и серебряных денег в страну. Наиболее известными представителями раннего меркантилизма (конец XV – середина XVI вв.) были голландцы, итальянцы и англичане, обладавшие мощными торговыми и военными флотами, которые на практике воплощали в жизнь идеи накопления золота и серебра как главного источника национального богатства.

При позднем меркантилизме по-прежнему богатство отождествляется с деньгами, но на деньги уже смотрят как на капитал, который приводит к росту денег. Поэтому выдвигались требования усиления движения денег: не накапливать их, а пускать в оборот, чтобы они приносили новые, еще бóльшие деньги. Поздние меркантилисты выдвигали задачу соблюдения активного торгового баланса, при котором экспорт товаров должен быть выше, чем импорт (т.е. следует больше продавать соседним странам, чем покупать у них). Таким образом в стране скапливается большое количество золотых и серебряных денег, и, следовательно, возрастает богатство народа.

Следующей экономической школой стали физиократы (от греч. «физис» – природа и «кратос» – власть). Школа физиократов возникла во Франции во второй половине XVIII в. Основные представители – Ф. Кенэ и А. Тюрго. В отличие от меркантилистов перенесли исследование экономических явлений из сферы обращения в сферу производства и распределения богатства.

Физиократы доказывали несостоятельность идеи отождествления богатства с деньгами, указывали на ошибочность учения меркантилистов о сфере обращения как источнике богатства нации. Физиократы, в отличие от меркантилистов, ориентировались на поиски более эффективных методов обогащения страны, и, прежде всего, предлагали обратиться к сфере материального производства – сельскому хозяйству. Они утверждали, что «чистый» или «прибавочный продукт» создается только силами природы и сельскохозяйственным трудом.

К концу XVIII в. формируется еще одно важнейшее экономическое направление – классическая политическая экономия. Наиболее видные его представители – А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй. Самым выдающимся экономистом – представителем классической политэкономии – является Адам Смит (1723 – 1790 гг.). В 1776 г. был опубликован знаменитый труд А.Смита – «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором он изложил свои взгляды на экономику.

А. Смит является общепризнанным основоположником современной экономической науки. Он считал, что богатство нации создается, прежде всего, за счет трех основных источников:

·  разделения труда;

·  самопроизвольной организации рынка под действием личного интереса каждого члена общества;

·  либеральной экономической политики и невмешательстве государства в хозяйственную сферу.

Важным этапом экономической мысли являются социалистические и коммунистические доктрины, которые получили широкое распространение в Европе и других странах мира в XIX в.  Наиболее известные представители этих направлений – К. Маркс, К. Родбертус, Ф. Лассаль. Основная идея социалистов в области экономических отношений состоит в том, что благосостояние для всего общества не может быть достигнуто по причине несправедливого распределения богатства, которое органически свойственно рыночной экономике. Только изменив экономический строй и упразднив частную собственность на средства производства, общество может рассчитывать на всеобщее благоденствие.

Во второй половине XIX и начале XX в. возникают и развиваются такие значимые направления экономической теории, как маржинализм, институционализм, кейнсианство, монетаризм. Отдельные элементы этих теоретических концепций мы рассмотрим ниже, при изучении соответствующих разделов экономики.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*