В настоящее время мы можем часто услышать термины: «экономика спорта», «спортивная индустрия», «ассоциация предприятий спортивной индустрии». Используются ли эти категории как синонимы, аналоги, или же в них есть различный смысл — в этом мы сейчас и попытаемся разобраться.
Экономика спорта – весьма обширное и многогранное понятие, имеющее, как минимум, несколько основополагающих смыслов. Его трактовка бывает весьма различной: экономикой спорта называют специальную науку, изучающую хозяйственную деятельность и экономические процессы в области спорта. Этим термином обозначают также физическую культуру и спорт как хозяйственную систему на уровне страны или региона. Зачастую речь идёт о экономике определённого вида спорта или же воздействии двигательной активности и здорового образа жизни на экономические процессы в том или ином государстве.
Наряду с категорией экономики спорта употребляется и другая распространённая дефиниция – спортивная индустрия, которая толкуется, по преимуществу, в макроэкономическом или предпринимательском разрезе. Чтобы избежать смешения понятий при рассмотрении исторических процессов и явлений, введём в рассмотрение некоторые необходимые оговорки.
Во-первых, мы будем понимать спортивную индустрию как более широкий феномен, включающий в себя экономику спорта. Иными словами, индустрия спорта – это не только отрасль производства спортивных товаров, информации и услуг, но и комплекс взаимосвязанных отношений и бизнесов.
Во-вторых, структуру и взаимосвязь экономики спорта и спортивной индустрии покажем для наглядности в виде модели «летящая комета» (см. рис.1).

Рис.1. Спортивная индустрия как комплекс взаимосвязанных отношений и бизнесов.
Как видно из представленной схемы, ядро всей конструкции представляют основные акторы экономики спорта – атлеты, тренеры, спортивные сооружения. Они-то и являются движущей силой как экономики спорта, так и спортивной индустрии – без них невозможна вся работа отрасли ФиС, а также взаимосвязанных сфер деятельности и хозяйственных механизмов.
Спортсмены и тренеры, тренирующиеся и соревнующиеся в рамках каких-либо спортивных сооружений, становятся движителем, пусковым механизмом; за счёт его энергии начитают набирать обороты прочие институты, бизнесы и потребительские группы.
За состязаниями атлетов наблюдают болельщики и зрители; они готовы платить за спортивное зрелище определённые суммы. Возникший интерес больших потребительских групп отрабатывают печатные и электронные СМИ, вебсайты, социальные сети.
Поскольку спорт приковывает к себе внимание миллионов людей, он, безусловно, служит широким полем для рекламы, спонсорства, торговых операций, букмекерского бизнеса, всевозможных тотализаторов и лотерей.
Спорт начинает всё более пристально изучать специализированная наука, в систему экономических и социальных взаимоотношений включается спортивное образование. И, далее, по цепочке, в спортивную индустрию втягивается живопись, литература, коллекционирование, модный бизнес, спортивное питание.
Вся описанная система начинает действовать как единый взаимосвязанный комплекс, в работу включаются «спортивные мультипликаторы». Возрастающие прибыли игроков спортивной индустрии привлекают внешние инвестиции, создают поле для дальнейших улучшений и инноваций.

См.: Галкин В.В. Экономика спорта: экспресс-курс.
Оставить комментарий