Соотношение политики и экономики: дискуссионные моменты

Тезис Ленина о том, что политика — это концентрированное выражение экономики, взят на вооружение политологами и действующими политиками достаточно давно. В известном смысле данный принцип напрямую вытекает из марксизма, который в основу движущих сил общественного развития закладывает именно экономику. Колониальная политика европейских стран объяснялась желанием наживы и поиском новых рынков сбыта; Первая и Вторая мировые войны – стремлением стран-агрессоров захватить новые земли и обратить проживающее там население в дешёвую рабочую силу.

В этих очевидных, материалистических причинах, теоретикам примата экономики над политикой видятся те силы, которые ведут к смене экономических формаций, технологических укладов и социальных систем. Экспансионистские устремления империалистов ведут к войнам, сражениям за ресурсы, военному противостоянию и созданию оборонных блоков.

Однако современные события последних десятилетий дают основание усомниться в надёжности аргументации сторонников доктрины примата экономики над политикой. Скорее, напротив, мир столкнулся с явным доминированием политики над экономическими выгодами. Живые тому примеры – введение санкций Запада против России (и антисанкций России против своих визави); появление ИГИЛ и распространение военных действий на почве религиозных разногласий; категорическое нежелание Киева проводить переговоры с властями ДНР и ЛНР, а также вести с этими вновь образованными республиками любую хозяйственную деятельность (что разрушительно для обеих сторон). Нельзя также не вспомнить в этой связи многолетние «замороженные» конфликты в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии и в других регионах мира. Крайне затруднено экономическое сотрудничество между Израилем и арабским миром, Азербайджаном и Арменией, Косово и Сербией. И даже там, где люди живут в достатке – например, в Шотландии, Каталонии, Бельгии, желание стать независимыми в ряде регионов всё равно достаточно сильное.

Приведенные нами факты находятся в явном противоречии с выводами теории главенства экономики над политикой. Если бы было так, как предписывает теория, то по истечении острой фазы конфликтов (активных боевых действий) следовал бы период затухания противоречий, нахождения компромиссов и последующего перехода к взаимовыгодным хозяйственным отношениям. Тем не менее, этого не происходит. Чувство ненависти, страха, подозрительности и неприязни оказывается сильнее экономического позитива. Люди порой годами и десятилетиями готовы терпеть лишения, но при этом не поступаться принципами. В этом смысле показателен пример с антироссийскими санкциями, инициированные США и Евросоюзом. Их организаторы, явно являющиеся сторонниками теории примата экономики над всем остальным, полагали, что «разорванная в клочья» экономика России будет катализатором народного недовольства, протестов и уличных манифестаций, что приведёт, в конечном счёте, к смене политического режима и приходу к власти более сговорчивых лидеров.

Однако рост патриотических настроений и уровень поддержки властей в России за этот период только выросли, что отчётливо видно по цифрам  доверия к президенту РФ, к правящей «Единой России», по степени поддержки электората на выборах губернаторов.

Таким образом, приходится констатировать, что простая линейная зависимость «ухудшение экономического положения – недовольство населения – смена власти» не действует; для объяснения вновь возникающих политических феноменов требуется иное теоретическое обоснование.

Каким же оно может быть? Здесь следует выдвинуть следующие гипотезы.

Свобода принятия решений, суверенитет, любовь к родине может быть выше различных экономических благ – в особенности, в современном обществе, где некий средний уровень благосостояния вполне приемлем. Но почему Куба выдержала полувековую экономическую блокаду, политическое и информационное давление США, а также их союзников, а многие страны Европы не могут противостоять экспансии США, предпочитая поступиться своей свободой за военную безопасность и косвенную финансовую поддержку (через бюджет НАТО)? Потому, что люди на планете разные – с различной культурой, геномом, поведением, ценностями и складом ума. Из этого простого рассуждения можно сформулировать гипотезу №1 – генетико-ценностных устоев.

Для пояснения приведём простой пример. Всем известно, что лошадь и зебра отличаются не только расцветкой. Любые попытки человека поставить под седло зебру и сделать её служанкой людей заканчивались неудачей. То же самое мы можем сказать и о народах и народностях, одни из которых ценят больше всего материальные богатства и деньги, на которые можно эти богатства приобрести. Другие народы считают, что деньги – хороший слуга, но плохой хозяин, и предпочитают не придавать им ведущего значения. Такое понимание бытия заложено на генетическом уровне и культурными факторами может быть лишь нивелировано, сглажено, но не уничтожено полностью. Генетика превалирует над культурой.

Гипотеза №2 – расовая, объясняющая действия народов политической географией, исторической памятью, где на подсознательном уровне зашиты доминанты «свой – чужой», «друг – враг». Как работает человеческая память, как долговременная (генетическая), так и кратковременная, учёные пока достаточно убедительно объяснить не в состоянии. Не исключено, что на уровне бессознательного в работу при определённых обстоятельствах включаются механизмы идентификации, по которым одни особи причисляются к себе подобным (своим), а другие – к чужакам, которые несут опасности и риски. Чужаков определяют не только визуально (цвет кожи, волос, разрез глаз, телосложение), но и по образу мышления, ценностям, манере поведения. То есть биология порождает национализм, расизм, фашизм, расовую дискриминацию и уничтожение всех «не своих» (геноцид). В таких вариантах экономика уходит даже не на вторые, а на третьи и последующие роли.

Гипотеза №3 – религиозно-мистическая. Известно, что одной из наиболее древних религий является иудаизм. Ветхий завет описывает становление еврейского народа как богоизбранного, который заключил с Богом завет (договор). С тех пор на протяжении тысячелетий являются исключительной нацией, которая демонстрирует высокие таланты в области науки, финансов, поэзии, музыки, искусства, техники.

Достижения еврейской нации признаются далеко не всеми – в том числе их ближайшими соседями из арабских стран. Однако и там есть достаточно чёткое разграничение людей по вероисповеданию. Неприятие религиозного мировоззрения других народов и порождает непонимание, агрессию, войны, терроризм.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*