Роль стандартизации в области таможенного дела и сфере ВЭД

В двадцать первом веке на рынке главенствует жесткая конкуренция, что определяет важность высокого качества товаров и услуг. Предприятия и организации, для сохранения и улучшения своей деятельности должны использовать множество инструментов, одним из которых является стандартизация. Стандартизация опирается на последние достижения в науке и технике. Определяет перспективные и экономически оптимальные решения множества задач (например, международной экономики).

На сегодняшний день среди отечественных предприятий наблюдается тенденция внедрения в практику применения международных и европейских стандартов. Стандартизация – деятельность, необходимая для упорядочивания в производственных сферах и сферах обращения продукции, а также определения качества продукции. Стандартизация подразумевает использование стандартов – документов, которыми можно охарактеризовать продукцию, закрепить условия эксплуатации, сохранности, транспортировки, выпуска и уничтожения.

Значимость стандартов крайне велика, так как они придают поставщику и потребителям уверенность в общей основе для осуществления их деловых сделок. От вида объекта стандартизации зависят и виды применяемых стандартов, например:

1) стандарт на производственные процессы;

2) стандарт на продукцию определенного вида;

3) стандарт на услуги;

4) стандарт на методы контроля (измерений, испытаний, анализа) [1, с. 233].

В России порядок применения международных стандартов таков:

1) Непосредственное применение международного стандарта без использования добавочных требований;

2) применение аутентичного текста международного стандарта с добавочными требованиями, отображающими потребности народного хозяйства.

Наряду с государственной стандартизацией, которая осуществляется в масштабах государства, широко используются следующие виды:

-отраслевая стандартизация, реализуемая в отдельных промышленных отраслях для обеспечения целостности технических требований и норм к продукции отрасли. Под отраслью подразумевается совокупность предприятий и организаций, независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и изготовляющих определенные виды продукции;

-местная стандартизация, осуществляемая на предприятиях и определяющая требования, нормы и правила, применяемые исключительно на данном предприятии;

-стандартизация по достигнутому уровню устанавливает показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции; -опережающая стандартизация определяет повышенные требования по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объекту стандартизации, которые будут приемлемыми в последующее время; -комплексная стандартизация, при которой для лучшего решения определенной проблемы выполняется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимосвязанных требований к самому объекту комплексной стандартизации и к его основным элементам [2, с. 263].

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» целями стандартизации являются [3]:

-повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

-обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, единства измерений, рационального использования ресурсов, исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции;

-содействие соблюдению требований технических регламентов;

— создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Стандартизация нуждается в постоянном контроле и корректировке. Сегодня существуют такие проблемные аспекты стандартизации как:

1) проблемы реформы технического регулирования (Принятие 1 июля 2003 г. ФЗ «О техническом регулировании» послужило началом этой реформы [3]);

2) роль технической политики при переходе страны на инновационный путь развития. Эти проблемы несут в себе некоторые «подпроблемы», требующие решения.

Причины медленного проведения реформы технического регулирования:

1) несогласованность норм законодательства в сфере технического регулирования;

2) отсутствие правовой ответственности за несоблюдение правил ТР;

3) слабый уровень координации в ходе реформы;

4) отсутствие системы анализа и учета случаев причинения вреда вследствие нарушения требований ТР.

Качество ТР оставляет желать лучшего. Введение ТР должно влиять на бизнес и способствовать улучшению жизни потребителей, но на самом деле ничего этого не происходит. Технические требования ТР не соблюдаются, а ответственность за их нарушение никто не несет. Из этого всего следует, что реформа работает впустую. Проанализировав вступившие в силу ТР можно выявить их недостатки, требующие внесения изменений в их содержание сразу после их принятия.

Опыт современных исследований показывает, что качественной разработки ТР будет сложно достичь, если не будет обеспечен реальный консенсус заинтересованных в этом сторон, прежде всего государства, бизнеса, потребителей. Отсюда возникает проблема и содержанием Федерального Закона. Так как принимаемые ТР должны соответствовать уровню национальной экономики, материально-технической базы, научно- техническому развитию.

С другой стороны, Федеральный Закон говорит о том, что «международные стандарты должны применяться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов», из-за необходимости поднятия конкурентоспособности продукции. Разработка ТР без учета этих двух положений может привести к серьезным последствиям нашей экономики. Так как завышение требований регламента предполагает невозможность их соблюдения большинством предприятий (возникновение угрозы бизнеса и экономики), а их занижение создает угрозу причинения вреда потребителям. Необходимо найти баланс между этими двумя задачами, чтобы механизм технического регулирования мог в полной мере обеспечить безопасность жизни граждан и беспрепятственное перемещение товаров по территории страны.

Немаловажным остается и то, что введение в действие ТР требует оказания своевременной методической помощи предприятиям, производящим продукцию. Предполагаемые пути решения проблем стандартизации:

1) Обеспечение реального введения уже установленных ТР. Требуется установить ответственность и улучшить механизм контроля и надзора за соблюдением ТР, предусмотреть меры реализации учета и анализа случаев принесения вреда из-за нарушения требований, закрепленных ТР, определенной п.12 статьи 7 Федерального закона и обеспечить на этой основе заинтересованные лица информацией в сфере соблюдения требований ТР;

2) переход от количественных к качественным характеристикам проведения реформы. Каждый ТР должен быть обоснованно необходимым для предотвращения проблем безопасности. В отношении роли технической политики при переходе страны на инновационный путь развития, появляется необходимость разработки и принятия закона «Об инновационной деятельности в РФ». Так же нужно сбалансировать законодательство в области технического регулирования стран Таможенного союза. Кроме того, нужно увеличение финансирования работ по стандартизации и внесение некоторых изменений в Налоговый кодекс РФ, для возможности отношения затрат на стандартизацию на себестоимость продукции.

Описанные пути решения реальных проблем стандартизации и их исполнение может привести к решению многих задач в области стандартизации. Одной из сфер, в которых на данный момент идет активное взаимодействие между Россией и международным сообществом, является стандартизация. Данное сотрудничество должно содействовать развитию национальной экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке пропорционально запросам глобального рынка.

Автор: Косых Д.С.

Библиографический список

1. Радкевич Я.М., Схиртладзе А.Г. Виды стандартов // Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт. 2013. С. 233.

2. Радкевич Я.М., Схиртладзе А.Г. Виды стандартизации // Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт. 2013. С. 263.

3. О техническом регулировании: федеральный Закон от 27 декабря 2002 г. № 184–ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: версия проф. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189650

4. Попов В.В. Статистический анализ таможенных платежей региона в условиях создания и развития таможенного союза // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 35. С. 23.

5. Попов В.В. Экономико-статистическое исследование отчетности по взиманию таможенных платежей: автореф. дисс. … кандидата экономических наук 08.00.12 Уральский государственный технический университет. Екатеринбург. 2009. 6. Попов В.В., Цыпин А.П. Количественная оценка влияния изменения структуры экспортно-импортных товаропотоков на основные макроэкономические показатели России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9- 2. С. 314-319.

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*