Роль государства в экономике

Дискуссии о государстве и его роли в экономических процессах всегда были жаркими. Одни экономические школы отводили государству пассивную роль – роль «ночного сторожа», держащего наготове заряженный и хорошо смазанный дробовик, который, в случае необходимости, должен быть пущен в дело. Но когда никто из участников рынка не преступает закон, государство не должно вмешиваться в хозяйственные отношения, т.е. должен осуществляться принцип «laissez fair» («позволять делать»). По этим самым общим штрихам мы безошибочно узнаем классическую и неоклассическую школы, сводящие вмешательство в экономику центрального правительства к минимуму.

Другие экономисты придерживаются иного мнения, считая государство инициатором необходимых социальных и экономических преобразований, направляющей силой прогресса. В таких моделях общественного устройства приоритет отдается государственному планированию и всестороннему регулированию макроэкономических процессов.

Нельзя также не упомянуть о таком крупном экономическом учении, как анархизм, в принципе отвергающего роль государства, в связи с тем, что оно является носителем узаконенного насилия и инструментом подавления индивидуальной свободы каждого гражданина. Государство есть власть, которая вмещает все другие власти – поэтому государство, по мнению анархистов, является агентом эксплуатации и принуждения. Государство, говорит теоретик анархизма М.Бакунин, – это «сумма отрицаний индивидуальных свобод всех его членов».

Как видим, разброс мнений по поводу необходимости и степени вмешательства государства в хозяйственные процессы достаточно велик. Страны с либеральной рыночной экономикой, с централизованным планированием, теократическими режимами, монархии с элементами демократии – имеют на этот счет свои собственные представления и суждения. Поэтому инструменты и глубину государственного регулирования экономических процессов следует выбирать с учетом культуры, моральных ценностей, представлений о справедливости и должном населения той или иной страны. В связи с этим обстоятельством ниже мы отдельно рассмотрим вопрос об общественном выборе. А сейчас кратко остановимся на анализе самой категории «государство» и что под ней понимается в макроэкономической теории.

Когда мы говорим слово «государство», то под ним понимаем либо какую-либо страну, ограниченную государственными границами, либо политическую организацию общества. В макроэкономическом анализе государство – это система органов в стране, осуществляющих властные полномочия под руководством центрального правительства. Основными задачами государства являются производство безопасности, поддержание социальной справедливости, контроль за соблюдением законности (см. рис.1).

Рис.1. Основные функции государства в системе социально-экономических отношений.

Рис.1. Основные функции государства в системе социально-экономических отношений.

Теории образования государства весьма различны по своим методологическим подходам. Одни из них базируются на «общественном договоре», другие – на патерналистских подходах, третьи – на органических концепциях происхождения государства. Но все эти и прочие теории едины в одном – любое государство создается для осуществления трех базовых функций: 1) создания правил совместной жизнедеятельности многих людей и их объединений (законодательной базы), а также обеспечение их выполнения; 2) производство безопасности (защита от внешних и внутренних врагов); 3) поддержание социальной справедливости, то есть соблюдения интересов всех слоев населения.

Все иные задачи государства и его регулирующая роль проистекает из тех трех базовых функций, которые мы указали выше. Экономическая роль государства заключается в таком комбинировании критериев безопасности, законности и справедливости, которые на данный момент времени соответствует моральным ценностям и представлениям большинства населения о правильном и должном.

Попробуем провести мысленный эксперимент с указанной триадой, присваивая по очереди приоритет каждой из функций.

Отдавая предпочтение социальной справедливости, государство тем самым смещает положение экономического оптимума, снижая эффективность хозяйственной системы. Улучшая благосостояние детей, студентов, военнослужащих, бюджетников, престарелых граждан, инвалидов и нетрудоспособных людей, государство вынужденно перераспределяет доходы и меняет правила для функционирования рынков (а иногда пытается попросту ликвидировать рынок как систему отношений, несправедливую изначально, так как она допускает эксплуатацию человека человеком).

Попытки сделать общество более справедливым за счет перераспределения доходов зачастую приводили и приводят к снижению макроэкономических показателей страны – таких, как производительность труда по отраслям промышленности и услуг, некоторому снижению жизненного уровня населения (или его худшей динамике по отношению к другим странам), понижению темпов экономического роста, обесцениванию национальной валюты и т.д.

Если население страны знает об этой взаимосвязи и готово мириться с некоторым снижением экономической эффективности во имя социальной справедливости, не возражая против высоких налогов, – то на какое-то время в стране устанавливается социализм или социально-ориентированная экономическая система. Со временем государство с повышенным уровнем социальной защиты, которая обеспечивает более высокую степень справедливости, начинает утрачивать конкурентоспособность по сравнению с прочими странами. Настроения в обществе меняются, приоритет начинает отдаваться правым партиям и вновь осуществляется переход к менее справедливой, но более эффективной с экономической точки зрения системе.

Другая ситуация создается, когда государство направляет значительную часть хозяйственных ресурсов на производство безопасности, на защиту от внешних и внутренних врагов. Втягиваясь, например, в гонку вооружений, такое государство вынуждено производить больше вооружений, отвлекать сырьевые, трудовые, финансовые и прочие ресурсы на оборону. А это неизбежно ведет к снижению жизненного уровня населения, которое либо пытается покинуть неблагополучную страну, либо сменить политический режим и правящую элиту.

Третий момент, который следует отметить, это создание такой правовой базы в стране (т.е. «правил игры»), которая не отвечает ментальности, образу жизни, моральным ценностям и моделям поведения проживающих на данной территории народов и этнических групп.

Чего, казалось бы, проще – взять законодательную базу как кальку в стране с высоким жизненным уровнем и развитыми экономическими и политическими институтами и перенести ее на почву другого государства. Однако такое заимствование неизменно оборачивается казусами и противоречиями, так как формальное (т.е. записанное в виде законов) право начинает противоречить неформальному праву – обычаям, традициям, культуре и мировоззрению проживающего здесь населения. Нелепо, например, переносить правовую базу Дании на Таджикистан, или распространять законы Японии на Уганду. Конечно, частичные заимствования возможны и даже иногда полезны – но лишь при должной адаптации и протяженности во времени.

Каждое современное государство постоянно сталкивается с вызовами времени, пытаясь улучшить жизнедеятельность и благосостояние своих граждан. Однако на деле модернизация экономики и общественных институтов неизменно наталкивается на противоречивые интересы и конфликтующие критерии, упомянутые выше. Так, например, укрепление обороноспособности российского государства и повышение зарплат военнослужащим и военным пенсионерам потребует 20 трлн. руб. до 2020 г. (т.е. 2,8-2,9% ВВП в год). Эта сумма может оказаться непосильной для бюджета страны, вызовет крупные хозяйственные диспропорции, обострит пенсионную проблему, повысит инфляцию и социальную напряженность.

Аналогичным образом дело обстоит и с увеличением зарплат полиции, силовым ведомствам, судьям, прокурорам и другим работникам репрессивного аппарата государства. Иными словами, выбирая критерий защиты от внутренних и внешних врагов, руководство страны неизбежно столкнется с последствиями ущерба для двух других критериев – социальной справедливости и адекватных правил игры. Как следствие, возрастает неопределенность в экономическом развитии страны; в политическом и социальном плане повышаются риски нестабильности и оппортунистических действий.

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*