Референдум и другие формы политического участия

По способу организации и проведения к выборам близка такая форма определения волеизъявления граждан, как референдум. Латинское слово referendum означает «то, что должно быть сообщено». В прошлом в Швейцарской конфедерации и в ее отдельных кантонах представители территорий могли принимать какие-либо решения только тогда, когда им давались на это специальные полномочия. Во всех остальных случаях их решения не имели окончательного характера и принимались путем референдума.

В политической практике современных государств референдум – это прямое, непосредственное обращение к избирателям для окончательного решения какого-либо законодательного или иного политического вопроса. На общенациональный референдум парламент или глава государства выносят вопросы, касающиеся государственно-политического устройства и важнейших проблем политической жизни страны: принятие конституции и поправок к ней, изменение формы государственного устройства или формы правления и т.д.

Референдум может проводиться и в отдельном регионе или округе по вопросам, имеющим местное значение. Гражданам в ходе местного референдума предлагают высказаться по таким проблемам, как введение дополнительного налога, поступающего в городской бюджет, строительство атомной станции, автомагистрали и т.п.

Разновидностью референдума является плебисцит (лат. plebs – простой народ и scitum – решение). Плебисцит – опрос населения путем голосования о принадлежности территории, на которой оно проживает, тому или иному государству.

При подготовке референдума избирательные округа не создаются. Принятым считается то решение, за которое проголосовало большинство граждан, принявших участие в референдуме. Важнейшее различие между выборами и референдумом состоит в том, что выборы принадлежат к механизмам представительной демократии, тогда как референдум – институт прямой демократии; на выборах избиратели определяют, кто из кандидатов будет представлять их интересы в законодательном собрании или займет выборный пост, на референдуме они сами принимают окончательное решение по вынесенному на голосование конституционному или законодательному вопросу.

Практика показала, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной, поскольку этот способ принятия решения имеет свои слабые стороны: велико число тех, кто не участвует в голосовании; решение нередко принимается незначительным большинством голосов; общественное мнение может быстро измениться, и результаты референдума уже не будут отвечать настроениям большей части общества.

Помимо выборов и референдумов имеются и другие формы политического участия. Многие граждане предпочитают новые формы гражданской и политической активности, различные виды самоорганизации и самоуправления. Отсюда быстрое развитие и популярность разнообразных массовых демократических движений и гражданских инициатив, возникновение многочисленных добровольческих ассоциаций, комитетов, объединений граждан, ставящих перед собой задачи разрешения вполне конкретных, глубоко волнующих их проблем.

В то же время в ряде стран мира наблюдается тенденция отказа граждан от политической активности. Причины отказа от политических действий при этом могут быть разными, – и плохо работающая обратная связь между гражданским обществом и государством; и разочарование в политических институтах и, соответственно, безразличие к их деятельности; и неприятие политической системы в целом, ее бойкот как выражение враждебности к ней и ее институтам и некоторые другие.

Во многом формы и содержание политического поведения индивидов и социальных групп определяет политическая культура общества, в которой концентрируется политический опыт народа, его историческая память. Обладая достаточно высокой стабильностью, нормы политической культуры образуют ту основу, на которой формируется политическое поведение. При этом политические ориентации не просто побуждают людей к тому или иному политическому поведению, но и сами видоизменяются под влиянием индивидуального опыта.

Участие в коллективном политическом действии способно стать мощным стимулом для развития политических воззрений и активизации индивида. В мемуарной литературе есть много свидетельств того, что даже случайное участие человека в политическом митинге оказывало на него огромное воздействие и подчас определяло устойчивый политический выбор.

В подлинно демократическом обществе с твердыми правовыми нормами политическая активность граждан – важнейший залог его развития, постоянного совершенствования механизмов обратной связи между властными структурами и гражданским обществом.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*