Развитие управленческой мысли в России

Интенсивные разработки в области управления с точки зрения человеческих отношений велись в 1920-е гг. в России.

Еще в 1903 г. Карел (Кароль) Адамецкий сформулировал принципы коллективного труда:

1) закон возрастающего производства (эффект концентрации);

2) специализация (разделение) сложного труда повышает произво­дительность (эффект специализации);

3) объединение разрозненных мелких единиц (органов) в одну груп­пу, сокращая затраты на координацию, повышает эффективность про­изводства (закон синергии);

4) общие затраты труда меньше всего тогда, когда производитель­ность каждой из входящей в единый орган единицы соответствует про­изводительной мощности других кооперированных единиц (закон гар­монии труда).

В 1920-е гг. на русский язык были переведены наиболее интерес­ные работы европейских и американских авторов по проблемам орга­низации управления производством (например, «Двенадцать принци­пов производительности» Г. Эмерсона). Большое число руководителей предприятий и подразделений прошло стажировку за рубежом.

В СССР создавались научные школы и направления, свыше 100 крупных ученых занимались проблемами управления. В это время чет­ко обозначились две основные группы концепций управления: орга­низационно-технические и социальные.

К организационно-техническим относится ряд концепций, в числе которых:

—  «организационного управления» А.А. Богданова, согласно кото­рой все виды управления в природе, технике и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить о существовании науки об общих принципах организации, т.е. тектологии. А.А. Богданов предвосхитил некоторые положения кибернетики;

—  «физиологического оптимума» О.А. Ерманского, т.е. соответ­ствия особенностей работника, его психических и физических качеств особенностям профессии;

—  «узкой базы» А.К. Гастева. Он исследовал рабочее место, конк­ретного рабочего, его функциональные возможности в зависи­мости от внешних воздействий.

Предложенная им «концепция трудовых установок» включала три направления:

1) теория трудовых движений в производственных процессах и орга­низация рабочего места;

2) методика рационального производственного обучения;

3) теория управленческих процессов.

В отличие от западных ученых в СССР изучали и рабочего, полагая его творящим субъектом. Проводились психофизиологические иссле­дования и изучались вопросы утомляемости работников, причем к этим исследованиям представители зарубежных школ приступили позднее. Положения из «Листка НОТ № 1», широко известного по всей стране, актуальны и сейчас:

—  не бойся эксперимента;

—  никогда не раздражайся;

—  умей говорить, разговаривать, слушать и т.д.

К социальной группе относятся концепции:

1) «организационной деятельности» П.М. Керженцева, который ут­верждал, что изучение организационных приемов и определение наибо­лее рациональных методов организационной работы имеет исключитель­ное значение. Им выделено три общих направления организационной работы для любого учреждения:

2) «организационная четкость», т.е. четкое распределение функций между отделами, строгая организационная структура;

3) экономия;

4) учет и контроль;

—  «социально-трудовая концепция управления производством» Н.А. Витке, который четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем. Главная задача — организация людей как участников единой трудовой коопера­ции. Существо административной работы сводится к созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в про­изводственных коллективах. Н.А. Витке сформулировал требо­вания к руководителям — носителям административной функ­ции. Среди них — умение правильно подбирать управленцев, намечать цели, определять обязанности, координировать рабо­ту и т.д.;

—  «теория административной емкости» Ф.Р. Дунаевского. Под ад­министративной емкостью Ф.Р. Дунаевский понимал способ­ность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от личных качеств. Им сформу­лирована проблема нарастания информационного барьера в уп­равлении с развитием производства и разбуханием управленче­ского аппарата. Трудности могут быть преодолены на основе тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования, расширения «границ административной емкости» с помощью техники.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*