Проблема лидерства в спорте

Лидерство в спортивной команде необходимо рассматривать с точки зрения  тренера  как лидера,  формального и  неформального,  и с точки зрения структуры  команды. В широком смысле слова лидерство можно рассматривать как «поведенческий процесс воздействия на отдельных лиц или группы с целью достижения поставленных целей» (Barrow, 1977). Это определение охватывает многие аспекты лидерства. В спорте и физической культуре эти аспекты включают процессы принятия решения, методы мотивации, обеспечение обратной связи, установление межличностных отношений, ориентацию команды или группы (Salminen, Linkkonen, 1994).  По Уэйнбергу, «лидерство — это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей». [3, с.131]

Л.С. Вечер  выделяет некоторые качества и умения, которыми должен обладать лидер: дальновидность, рассудительность, энергичность, выносливость, решительность, справедливость, безжалостность, самопознание, способности, умение по достоинству оценить качества своих подчиненных и сделать все, чтобы заставить их «выкладываться». Моральные и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния на организацию, и если большинство сотрудников считают эти принципы разумными, все его действия они обычно воспринимают в благоприятном свете [2.]

Р.С. Уэйнберг в свою очередь утверждает, что хотя не существует определенного «набора» характеристик, обеспечивающего становление лидера, тем не менее, преуспевающим лидерам присущи следующие характеристики: ум (интеллект), настойчивость, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах и  оптимизм.[3.]

Это – необходимые качества, однако их недостаточно, чтобы стать лидером. Другими словами, наличие всех этих качеств еще не гарантирует, что человек станет лидером. Эти качества необходимы в большей или меньшей степени в зависимости от предпочтения членов группы и определенной ситуации.

Разрабатывая проблему эффективного лидерства, Martens (1987) выделил  четыре его компонента, которые были определены в результате сочетания многочисленных и многообразных подходов к изучению этой проблемы. В соответствии с комбинированной моделью, поведение следует рассматривать как результат взаимодействия личностных и ситуационных факторов.

С точки зрения Martens, эффективное лидерство включает четыре отдельных компонента: качества  лидера и качества занимающихся, ситуационные факторы и соответствующий им стиль лидерства. В результате, эффективность стиля лидерства определяется способностью индивида менять стиль в зависимости от ситуации.

П. Челладураи (P. (Chella) Chelladurai, 1978, 1990) разработал специально для спорта многоуровневую модель спортивного лидерства. Эта модель рассматривает лидерство как взаимодействующий процесс. Эффективность спортивного лидерства  (руководителя) зависит от ситуационных особенностей руководителя и членов группы. Таким образом, эффективное руководство изменяется в зависимости от особенностей спортсменов и ограничительных факторов данной ситуации.

Согласно Челладураи, удовлетворение и выступление (результат) спортсмена  зависят от трех типов поведения руководителя: необходимого, предпочитаемого  и действительного. Ситуационные характеристики, особенности руководителя  и занимающихся обуславливают эти три типа поведения, поэтому они названы предшествующими факторами. [3.]

Если использовать понятия взаимодействия, тогда особенности руководителя будут рассматриваться как личностный фактор, а ситуационные особенности и особенности занимающихся – как ситуационные факторы. Согласно модели Челладураи, положительный результат, то есть оптимальный уровень физической активности и групповое удовлетворение, может быть, достигнут при согласованности всех трех аспектов поведения руководителя. Если руководитель ведет себя соответственно данной ситуации и если его поведение соответствует предпочитаемому членами группы, то они достигнут своих лучших результатов, а также получат удовлетворение.

  • Шкала лидерства в спорте (Celladurai, Saleh, 1978; Celladurai, Malloy, Imamura, Yamaguchi, 1987; Celladurai и др.,1988) была разработана с целью оценить поведение лидеров, включая, какой тип поведения предпочитают спортсмены, восприятие спортсменами поведения тренеров восприятие тренеров своего собственного поведения [3]. Шкала лидерства в спорте включает пять параметров:
  • Тренировка (поведение, предполагающее инструктаж). Тренер, ориентированный на тренировку и инструктаж старается повысить уровень физической активности спортсменов за счет инструкций, касающихся выполнения умений и навыков, технических и стратегических аспектов, а также за счет координирования действий членов команды.
  • Демократичное поведение (стиль принятия решения). Тренер с таким стилем разрешает спортсменам участвовать в принятии решений касающихся целей команды методов тренировки, тактики стратегии игры.
  • Диктаторское поведение (стиль принятия решений). Тренер-диктатор обычно далек от спортсменов. В своей работе он постоянно подчеркивает собственный авторитет. Пожелания спортсменов такой тренер обычно не учитывает.
  • Социальная поддержка (мотивационные тенденции). Тренер с высокой ориентацией на социальную поддержку заботится о своих спортсменах и старается установить и теплые дружеские отношения с ними. В отличие от тренера, который использует положительную обратную связь в процессе занятий, поведение тренера с ориентацией на социальную поддержку обычно выходит далеко за пределы сугубо спортивной среды.
  • Положительная обратная связь (мотивационные тенденции). Тренер, обращающий большое внимание на обеспечение положительной взаимосвязи, постоянно хвалит и поощряет хорошую работу своих подопечных.

Danielson, Zelhart и Drake (1975) провели исследование типов поведения, по их мнению, присущих тренерам, на основании которых можно разработать рекомендации для их подготовки. Кроме того, была разработана система оценки поведения тренеров  для кодирования и анализа поведения тренеров в естественных полевых условиях. Поведение тренеров, как оказалось, может быть либо реактивным, либо спонтанным. (Smith, Smoll, Hunt, 1977; Smoll, Smith, Hunt, 1978).(3, c.133). Реактивное поведение представляет собой реакцию на определенное поведение спортсмена, например, когда тренер инструктирует спортсмена после совершения ошибки. Спонтанное поведение инициируется тренером.

Лидерское поведение тренера и установление правильных взаимоотношений в системе «тренер — спортсмен» — дело  сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств как самого тренера, так и его учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства, время занятий у данного тренера) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.). [1, 4]. Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную [1].

Анализируя структуру группы с точки зрения лидерства, можно отметить, что поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно, члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т. д.

И все-таки, равенства в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств и ситуации. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена. В роли лидера спортивной команды, как показывает практика, выступает обычно наиболее авторитетный, опытный спортсмен. В спорте высших достижений лидером является почти всегда один из сильнейших спортсменов команды.

В спортивной команде лидер может выполнять различные функции. В связи с этим принято лидерские роли дифференцировать. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

Инструментальный лидер ориентирован  преимущественно на решение поставленной перед группой задачи. Их следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи.

Экспрессивный лидер ориентирован преимущественно на межличностные отношения. Это ближайшие помощники тренера, прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий. [3]

Как видим, возможность участвовать в управлении спортивной командой у лидеров достаточно широка.

Таким образом, эффективность  лидерства в спортивной команде обусловлено соотношением лидерского потенциала тренера, его стиля руководства, гибкости  поведения — с одной стороны, и иерархической структурой команды, особенностями  ее состава, наличием экспрессивного и/ или инструментального лидера — с другой стороны. Кроме того, важную роль играют такие факторы, как возраст/зрелость самой команды, уровень мотивации спортсменов, которые также требуют дальнейшего исследования.

Авторы: Куликова Т.А., Степанова А.А. 

Литература:

  1. Берн Эрик. Лидер и группа.  О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А.Грузберга Екатеринбург ЛИТУР, 2000. – 317 с.
  2. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.
  3. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 335 с.
  4. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Спб.: Питер Принт, 2002. – 380 с.

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*