Природа услуг и их место в экономике

В существующей ныне классификации производимых предприятиями продуктов принято различать товары – то есть изделия материального характера, предназначенные для продажи (продукты питания, одежда, техника, мебель и прочее), а также продукты нематериального характера – работы и услуги, которые не воплощаются в вещественной форме – их нельзя взять в руки, осмотреть, пощупать. Иными словами, производители продают посредникам или конечным потребителям либо вполне конкретные, осязаемые товары, либо блага, предоставляемые в форме деятельности.

В современной практике люди всё больше потребляют услуг – информационных, транспортных, торгово-посреднических, юридических, образовательных, банковских, жилищно-коммунальных, спортивно-оздоровительных, туристических, медицинских и целого ряда других. Если мы возьмём хозяйственные системы развитых государств, то мы отчётливо увидим, что в них неуклонно растёт доля сервисного сектора, предоставляющего услуги, по сравнению с сектором промышленного производства. Так, в целом по миру (по данным Всемирного банка) доля услуг составляет 69% и 73% в странах с высоким доходом.

В США на сферу услуг приходится сейчас около 80% рабочих мест (в том числе в этой сфере занято более 85% всех кадров высшей квалификации) и 74% ВВП. Аналогичная тенденция наблюдается и в странах Западной Европы, где в сфере услуг занято более 66% от общего числа занятых. В странах ЕС на долю услуг приходится около 63% ВВП и 62% занятых; в Японии – 59% и 56% соответственно. В сфере услуг размещено 40% объёма иностранных прямых инвестиций в мире. По данным МВФ, все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1,5 трлн. долларов (около 70% стоимости всего результата мирового производства). А международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйства.

В России соотношение производства услуг и товаров в последние несколько лет составляет 60% на 40% соответственно (в 1990 г. данное соотношение было 35 на 65%; в 2000 г. 55 на 45%; в 2007 г. 58 на 42%). Что же касается занятости населения РФ, то соотношение здесь таково – в сельском хозяйстве занято 9%, в промышленности – 32,9%, в сфере услуг – 58,1%.

Причины возрастания роли услуг в современном обществе связаны со следующими основными факторами:

  1. развитие техники и технологий приводит к росту производительности труда, к переменам в структуре занятости. В постиндустриальном обществе относительно небольшое количество работников промышленности может обеспечить всем необходимым товаром всю совокупность потребителей.
  2. развитие международной торговли, транспорта, движение рабочей силы, технологий и капиталов приводит к повышению эффективности производства, снижает долю тяжёлого ручного труда, приводит к разделению труда в страновом разрезе. Динамично развивается внутренний и внешний туризм (в том числе спортивный, медицинский и бизнес-туризм). Данный фактор приводит к перетоку рабочей силы между отраслями экономики, в том числе, между промышленным и сервисным секторами.
  3. ускоренными темпами в последние десятилетия развивается наука и образование. Как следствие, получают импульс к развитию наукоёмкие технологии, программирование, аутсорсинговые схемы, налоговый и управленческий консалтинг, финансовый, инвестиционный и интернет-бизнес, а также те сферы, которых ещё недавно в РФ не существовало вовсе.

Помимо перечисленного, следует отметить и то обстоятельство, что всевозможные сервисы и услуги всегда направлены на удовлетворение разнообразных запросов потребителей, они появляются там, где формируется платёжеспособный спрос. Таким образом, с ростом богатства и благосостояния общества, сфера услуг будет развиваться во многих странах мира. Рост доходов позволит большему количеству граждан отправляться в туристические путешествия, посещать международные спортивные форумы и чемпионаты, посещать музеи и храмовые комплексы, пользоваться услугами лучших риэлтерских и медицинских компаний, отелей и ресторанов, вузов и учебных центров. И это не говоря об услугах в сети Интернет, о появлении там виртуальных СМИ, киносервисах, библиотеках, блогах, интернет-магазинах и проч.

Различают платные и бесплатные, рыночные и нерыночные услуги. Платные услуги предоставляются различными коммерческими и некоммерческими организациями, а также государственными структурами. Если взимаемая плата за предоставляемые услуги выше их себестоимости, то такие услуги называются рыночными. Если же плата предусматривается в виде номинального сбора или тарифа, не покрывающего издержки оказания услуги, то тогда она считается платной, но не рыночной (ранее таковыми считались жилищно-коммунальные услуги, часть стоимости которых погашали муниципальные власти. Сейчас данная льгота по ЖКУ предоставляется лишь отдельным категориям граждан).

Спонсор статьи: Больше о поддержке бизнеса читайте на этом сайте.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*