Предпосылки хрущёвских реформ

Время правления Никиты Сергеевича Хрущёва было ознаменовано еще более решительным проведением реформ, чем это было во времена Берии и Маленкова, к тому же Хрущев оставался на вершине власти существенно дольше, чем его предшественники. Реформирование затронуло все сферы жизни: систему управления, партийное строительство, национальные отношения, экономику. Вместе с тем ход и результаты преобразований оказались далеко неоднозначными. Время Хрущева до сих пор вызывает самые различные оценки.

В политической сфере реформы продолжали линию XX съезда на слом сталинской системы. В 1957–1960 гг. развивалась правовая база местных Советов. В последующее время, в 1962 г., была проведена реформа по разделению Советов, а также партийных и других органов, на промышленные и сельские. Реформа оказала заметное дестабилизирующее влияние, привела к бюрократизации, дублированию и неразберихе в деятельности важнейших органов управления. В 1956 г. было ликвидировано союзное Министерство юстиции, а в 1960 г. – союзное Министерство внутренних дел, что усложнило координацию органов правопорядка союзных республик.

В целях повышения ответственности за правопорядок со стороны населения в ноябре 1959 г. начинают создавать добровольные народные дружины (ДНД). Большое значение имело реформирование прокуратуры, серьезно ослабленной в годы культа личности. Реформе подвергались и суды. Основной линией преобразований была передача функций центральных судебных органов в республики, а также общая демократизация судебной системы. Наконец, идет создание системы партийно-государственного контроля, в деятельность которого широко вовлекалась общественность. В последующие годы он был преобразован в народный контроль.

Особое место в хрущевских реформах занимает политика децентрализации управления. В русле этой политики в 1957 г. принимается решение о замене отраслевого принципа руководства экономикой территориальным. Упразднялись некоторые общесоюзные и союзно-республиканские министерства, ведавшие вопросами развития промышленности и строительства. Вместо них создастся система Советов народного хозяйства. В результате реформы вся страна разделялась на 105 административно-экономических районов. В каждом из них Совет Министров союзной республики создавал свой местный совнархоз.

В ведение этого органа передавалось руководство всеми предприятиями и стройками на подконтрольной ему территории. Предполагалось, что создание совнархозов позволит приблизить управление к производству, разрушить ведомственные перегородки, усилить кооперацию, поднять экономический уровень регионов. Но эти ожидания не оправдались. После краткосрочного положительного эффекта стали сказываться заложенные в реформе противоречия. В конечном итоге она привела к усилению региональной бюрократии, росту местного хозяйственного сепаратизма и неуправляемости народнохозяйственного комплекса страны в целом. В дальнейшем от системы совнархозов, так же как и от разделения советских и партийных органов на промышленные и сельские органы, пришлось отказаться.

В сфере национальной политики во второй половине 1950 – начале 1960 гг. идет процесс реабилитации народов, пострадавших в годы войны. Вместе с тем восстановлены в своих правах оказались не все народы. Не была воссоздана автономия немцев Поволжья, а также автономия крымских татар, вместо этого Крым был передан Украине. Передача Крыма из состава РСФСР в подчинение Украины имела тяжелые последствия для экономики полуострова в результате разрыва налаженных хозяйственных и административных связей. Этот шаг был осуществлен с грубым нарушением существовавшего в то время законодательства. Непоследовательность национальной политики вызывала недовольство широких слоев населения, грозила в будущем обострением национальных противоречий.

Одной из забытых страниц истории страны в те годы, о которой историки начинают говорить только сегодня, была попытка принятия повой советской Конституции. Никаких серьезных причин к изменениям в основном законе государства не было. Как и многое другое, создание новой Конституции диктовалось идеологическими мотивами. Проходивший в январе – феврале 1959 г. XXI съезд КПСС сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и начале развернутого строительства коммунизма. Еще более определенно новые мотивы советской доктрины прозвучали на проходившем в октябре 1961 г. XXII съезде КПСС. На нем была принята новая Программа партии. В ней провозглашался широко известный тезис о построении к 1980 г. в СССР коммунизма.

Громадные людские и материальные ресурсы нации бросались на достижение личных амбиций советского лидера. «Новый» этап исторического развития требовал и «новой» Конституции. Работа над ней велась в 1962– 1964 гг. под личным контролем Н. С. Хрущева. Поэтому в окончательный вариант проекта, обсужденный летом 1964 г., вошло много идеологических положений, лежавших в основании хрущевской политики. В частности, в ней говорилось о предстоящем слиянии всех форм собственности в единую коммунистическую, о возрастании руководящей и направляющей роли партии, о марксизме-ленинизме как идеологической основе советского строя. После смещения Хрущева его проект Конституции был отвергнут, и работа по созданию новой Конституции велась уже на прагматических и реалистических основах.

Более подробно см. на studme.org

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*