Предпосылки возникновения маркетинга

Принято считать, что маркетинг зародился в США в начале XX века. К этому времени американская экономика достигла высокого уровня насыщения рынков, развилось массовое и поточное производство, а покупательная способность населения значительно выросла. Рынок стал иным, на нем полностью стал господствовать потребитель. В условиях жесткой и всесторонней конкуренции производители вынуждены были чутко прислушиваться к пожеланиям потребителей, выстраивая производство и сбыт под изменчивые запросы покупателей. Теперь, когда уровень благосостояния населения вырос, нельзя было надеяться, что товар купят только потому, что он дешев.

В условиях изменившегося потребительского поведения приходилось активно искать новые, эффективные пути производства и сбыта товаров, которые бы обеспечивали предприятиям стабильную прибыль в настоящем и будущем. Поиски новой науки и рыночной парадигмы привели, в конечном счете, к созданию маркетинга – комплексной научной и практической дисциплины.

Первые учебные курсы маркетинга были открыты в 1901-02 учебном году в Иллинойском и Мичиганском университетах США. Популярность курса маркетинга со временем нарастала, и вскоре он стал составной частью программы подготовки будущих бизнесменов.

В 1908 году была основана первая коммерческая исследовательская фирма по проблемам маркетинга. В 20-е гг. в США создаётся Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, которая затем вошла в состав Американской ассоциации маркетинга, сформированной в 1931 г.

В 1920-1930-е гг. наступил кризис перепроизводства, в период Великой депрессии (1929-1933 гг.) рынок был заполнен товарами, которые было невозможно продать. В это время появляются публикации по маркетинговой проблематике, в которых ученые заговорили о несоответствии существующей системы обращения товаров и услуг возросшим требованиям по организации сбыта продукции.

В 1950-е гг. получила дальнейшее развитие научно-техническая революция. В развитых странах мира стал формироваться рынок покупателя, который характеризуется приоритетным положением потребителя по отношению к производителям и продавцам продукции.

До середины 1960-х гг. вся маркетинговая деятельность была направлена на решение проблемы сбыта уже произведенных товаров без изучения потребностей потенциальных покупателей, причем продавцы ориентировались лишь на свои производственные возможности, действуя по формуле «что производим, то и продаем».

Качественно новый виток в развитии маркетинга приходится на 60-80-е гг. 20 века. Производство меняется, во многом перестаёт быть массовым, крупносерийным и всё больше ориентируется на индивидуальные запросы потребителей. Рынки дифференцируются, возможности снижения издержек на предприятиях ограничиваются, растёт число малых предприятий, существенно повышается роль научно-технической информации, качества продукции, рекламы, системы товародвижения. В этих условиях прибыль предприятия зависит уже не только и не сколько от снижения издержек собственного производства, а в значительной мере от того, какое внимание уделяется исследованию рынка и конкурентов, качеству товара и организации его успешного продвижения на рынок.

Современный этап развития маркетинга характеризуется зависимостью производства от рынка, от покупательского спроса и от возможности сформировать предпочтения потребителей.

Специалисты выделяют 5 основных предпосылок возникновения маркетинга:

1) значительный рост масштабов производства и возникновение трудностей в управлении сбытом продукции;

2) постепенное расширение границ рынков и возникновение мировых рынков;

3) количественные и качественные изменения в производстве, порожденные НТР;

4) появлением новых технологий и техники, способных резко изменить рыночную ситуацию, что в свою очередь потребовало создания специальной системы управления нововведениями;

5) количественное и качественное изменение потребностей, доходов, спроса, обусловленных расширением товарного предложения, повышением требований к ассортименту и качеству товаров со стороны потребителей.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*