Предпосылки развития самозанятости

Рассмотрение темы откроем постановкой вопроса: почему проблема самозанятости с такой актуальностью и злободневностью стала на повестку дня в настоящее время? Ведь самозанятость – явление не новое, оно существует на рынках труда достаточно давно, просто в советское время самозанятость сужалась до уровня малозначительного феномена, который на показатели безработицы и собираемости налогов практически не оказывал влияния.

Однако сейчас ситуация в России радикальным образом изменилась и самозанятость из микроскопического и глубоко второстепенного явления превратилась в постоянную головную боль для правительства, системы пенсионного, медицинского и социального обслуживания в стране. Самозанятые граждане уклоняются от уплаты налогов, обязательных платежей в профильные фонды, ускользают от учёта статистических органов, не регулируются и не контролируются надзорными службами.

Наш анализ будет полным и качественным лишь в том случае, если мы будем рассматривать феномен самозанятости как комплексное явление, находящееся в постоянном развитии и связи с политико-экономической ситуацией в стране. На первой стадии мы должны понять его корни, предпосылки, затем классифицировать самозанятость по составляющим элементам. И далее, когда наступит ясность в движущих силах и интересах всех сторон в феномене самозанятости, мы перейдём к вопросам экономико-правового регулирования и саморегулирования самозанятости, к предложению мер по легализации различных категорий самозанятых.

Итак, выделим ряд предпосылок, порождающих самозанятость, а также её динамичное расширение в современной России.

  1. Самозанятость развивается в силу характера самой современной экономики. Если ещё совсем недавно, во времена позднего СССР, соотношение сферы материального производства и сферы услуг составляло в процентном отношении 80 к 20, то ныне ситуация качественно трансформировалась – теперь российская экономика в структурном плане больше похожа на европейскую и японскую, то есть услуги дают 60% ВВП, а материальное производство – 40%. Динамично растут такие секторы экономики как финансы, сфера развлечений и туризма, IT-индустрия, правовые, консалтинговые, торговые и многие другие сервисы, которые ранее были незначительными по своей величине. Вместе с ростом указанных секторов, которые удовлетворяют растущий спрос, увеличивается и число занятых в сфере услуг – часть из которых является самозанятыми.
  2. Самозанятость в России развивается и по причине не вполне адекватного экономико-правового регулирования. Официальной регистрации граждан препятствуют бюрократизм и волокита, поборы должностных лиц и контролирующих инстанций, давление силовиков и чиновников. Помимо этого, Трудовой кодекс накладывает на предпринимателей дополнительное бремя в виде социальных гарантий для наёмных работников, что часто противоречит интересам работодателей, когда нужно быстро свернуть производство, сократить сотрудников, подстроиться под текущую конъюнктуру.
  3. Активатором развития самозанятости в РФ являются высокие налоги в легальной экономике. Когда рентабельность бизнеса невелика, самозанятые вынуждены экономить на всём – в том числе и на налогах, а также обязательных отчислениях в ПФР, ФОМС, ФСС. Яркий тому пример – массовое закрытие регистрации индивидуальных предпринимателей в 2013 году, когда власти увеличили общее бремя отчислений с 14,3 до 32,5 тыс. руб. в год. В результате такого, казалось бы, небольшого повышения, только за год отозвали свою регистрацию до 400 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП). Таким образом, численность ИП за год упала на 10%. Следует отметить, что значительная часть бывших ИП стала самозанятыми – какая конкретно, статистике неизвестно, но по экспертной оценке – не менее половины снявшихся с регистрации индивидуальных предпринимателей.
  4. Способствующим самозанятости фактором являются нелепые вакансии, которые предлагают работникам по 8-9 тыс. руб. в месяц. Это, в первую очередь, вакансии для бюджетников, но есть среди них и коммерческие предложения. Естественно, уважающие себя граждане считают такую зарплату не просто низкой, но и унизительной, подрывающей самоуважение и уважение окружающих. Попросту говоря, такие вакансии пригодны лишь для лиц пенсионного возраста, маргиналов и работодателей всех форм собственности, пугающих своих сотрудников столь низким уровнем оплаты труда.
  5. Наконец, одной из важнейших предпосылок для пополнения армии самозанятых является недоверие к государству. Призывы правительства и законодателей к самозанятым легализоваться не находят отклика у соответствующих контингентов граждан из-за недоверия к власти. Все слова об амнистии, о налоговых каникулах на два или три года, о прочих уступках остаются гласом вопиющего в пустыне, так как россияне на собственном опыте убедились в ненадёжности обещаний законодательной и исполнительной власти.

 

Прив. по: Галкин В.В. Самозанятость в современной российской экономике. Курс лекций.

См.: Путин и правительство обсудят зарплаты бюджетников

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*