Предпосылки для политики перестройки экономики СССР

Предпосылки для политики перестройки экономики СССР

После того как новым Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачёв, он в  апреле  1985  г.  провозгласил  курс  на  ускорение  социально-экономического  развития страны. Главным  фактором  ускорения  должны  были  стать  научно-технический  прогресс, техническое перевооружение производства (прежде всего машиностроения) и на этой основе задействование  “человеческого  фактора”.  На  первых  порах  предполагалось  лишь совершенствование общества и экономики и исправление отдельных деформаций. Для этого предпринимались меры по наведению порядка, укреплению трудовой дисциплины и замене руководящих кадров.

При  этом  считалось,  что  основа  социалистического  общества — здоровая,  а существующие  недостатки  и  извращения  не  затронули  сущности  общественного  строя.  И действительно, «лежащие на поверхности» резервы были реализованы, и это дало некоторое оживление экономики.  Уже  в  1985-1986  гг.  темпы  роста  производительности  труда  в промышленности  и  строительстве  превысили  среднегодовые  показатели  одиннадцатой пятилетки в 1,3 раза, на железнодорожном транспорте — в 3 раза. Выросли капиталовложения в  развитие  социальной  сферы.  Первые  положительные  результаты  породили  эйфорию  у руководства страны.

В СССР развернулась абсурдная антиалкогольная кампания: вырубались виноградники, демонтировались  и  сдавались в  металлолом  только  что  купленные  за  рубежом  пивные заводы.  Ответом  граждан  на  свертывание  производства  спиртных  напитков  стало налаживание  самогоноварения,  возник  дефицит  сахара.  Общий  ущерб  от  этой  кампании составил 10 млрд. руб.

Затем  в  1986  г.  началась новая  кампания — по  борьбе  с  нетрудовыми  доходами.  ЦК КПСС  считал,  что  многие  граждане  получают  необоснованные  доходы  и  вследствие  этого подрывают  социально-экономическое  равенство  в  стране  и  разлагают  общество.  Начались всевозможные  проверки  по  выявлению нарушителей  «социалистической  законности», которые были основаны на старых государственных установлениях и не учитывали реалий развития страны.

Коммунисты  преуспели  и  по  части  раздачи  несбыточных  обещаний  народу.  Так,  на состоявшемся  в  1986  г.  XXVII  съезде  КПСС  была  принята  новая  редакция  Программы КПСС, где была поставлена явно утопическая задача, решить жилищную проблему в стране к  2000  г.  Все  эти  факты  говорят  о  том,  что  никакой  положительной  программы  развития экономики и общества, проведения реформ  у горбачевского руководства не было. Процесс проведения преобразований осуществлялся во многом спонтанно, выборочно, наугад.

В партийных кругах с недоверием встречали “реформотворчество” нового руководства. Тогда  в  ЦК  КПСС  заговорили  о  консерватизме,  «старом мышлении»  и  даже  о  “механизме торможения”,  который  призван  был  тихо  спустить  на  тормозах  ускорение  социально-экономического развития страны. В начале 1987 г. ЦК КПСС выдвинул уже другую идею — перестроить все общество на основе принципов гласности, демократии и социализма, причем с прибавлением к ним слова «больше». А так как курс на ускорение противоречил понятию перестройки  (ускорять  можно  было  только  «перестроенное» общество),  то  о  нем  вскоре благополучно забыли. Применительно к экономике, по замыслу его инициатора, перестройка означала  очищение  социализма  от  искажений  и  деформаций,  более  последовательное осуществление  его  экономических  законов  и  принципов.  Поначалу  казалось,  что  именно  в этом заключается отставание социализма от требований жизни. Перестройка понималась как «революция  сверху»,  призванная  преодолеть  «период  застоя»  (так  был  обозначен  весь период  пребывания  у  власти  Л.Брежнева)  и  выйти  на  качественно  новые  параметры общественной жизни.

Важнейшее  значение  имел  выбор  решающего  звена  экономических  преобразований. Так,  в  Китае  реформа  началась  в  сельском  хозяйстве,  а  затем  перекинулась  в промышленность. Некоторые ученые тоже предлагали подобную логику развития, учитывая тормозящее развитие АПК для всей экономики и огромные капиталовложения в эт у сферу (например, акад. О. Богомолов, директор Института экономики мировой социалистической системы).

Очевидно,  что  при  социализме  господствует  «холизм»:  целое  имеет  приоритет  перед частным,  поэтому  логично  было  начать  радикальные  преобразования  с  перестройки «командных  высот»  экономики  (министерств  и  ведомств),  которые  во  многом  суживают деятельность предприятий и регламентируют их деятельность. Однако  руководство  ЦК  КПСС  выбрало  в  качестве  главного  рычага  преобразований предприятие,  как  основное  (в  данном  случае — базовое)  звено  народного  хозяйства.  Было объявлено, что от перевода на хозяйственный расчет предприятий, распространения на них так  называемых  «трех  с»  (самоуправления,  самофинансирования  и  самоокупаемости) зависит  положение  дел  во  всей  экономики.

Широкомасштабная  экономическая  реформа началась  на  предприятиях  в  июне  1987  г.,  которая  была  созвучна  с  реформой  1965  г.  (так называемой  “косыгинской”),  но  она  была  по  ряду  аспектов  более  радикальной.  Цель реформы  состояла  в  переходе  от  преимущественно административно-командных  к экономическим  методам  управления  экономикой.  В  соответствии  с  законом  «О государственным предприятии», принятом 30 июня 1987 г., но полностью вошедшем в силу для  всех  предприятий  с  1989  г.,  предприятия  получили  право  самостоятельно  планировать свою  деятельность,  основываясь  на  рекомендациях,  а  не  на  директивных  заданиях,  на контрактах  с  поставщиками  и  потребителями  и  на  государственных  заказах.  Деятельность предприятия  должна  была  регулироваться  не  министерствами  и  ведомствами,  а долгосрочными  экономическими  нормативами.  Предприятия  получили  право  заключения прямых  договоров  с  другими  предприятиями,  а  некоторые — вступать  в  контакт  даже  с иностранными  фирмами.

Однако  в  целом  увеличение  прав  предприятий  вошло  в противоречие  со  старой  административно-командной  системой,  и  с  повышением  их ответственности  за  результаты  хозяйственной  и  финансовой  деятельности.  Руководство предприятий  взвинчивало  цены,  за  их  счет  росла  прибыль  и  фонды  экономического стимулирования  предприятий  (а  значит  и зарплата),  произошел  перекос  в  сторону потребительской  модели  поведения  предприятий.  Как  результат — возросла  опасность инфляции, которая все больше и больше переходила из скрытой формы в открытую.

На  фоне  реформы  и  в  дополнении  к  ней  было  принято  два  закона,  которые  имели далеко  идущие  последствия:  «Об  индивидуальной  трудовой  деятельности»  (1986  г.)  и  «О кооперации»  (1988  г.).  Эти  законы,  с  оговорками,  легализовали  мелкое  частное предпринимательство. Уже в 1988 г. ИТД в стране было занято 734 тыс. чел., а число кооперативов в 1989 г. — перевалило 99,3 тыс., в которых было занято до 2 млн. чел., через два года — 7  млн.  Главным  образом  основная  масса  кооперативов  была  сосредоточена  в  сфере услуг,  производстве  товаров  широкого  потребления,  строительстве  и  торгово-посреднической деятельности. Ресурсы и продукцию кооперативы получали у предприятий по  государственным  ценам,  а  продавали — по  коммерческим.  Так  было  положено  начало процессу  первоначального  накопления  капитала.  Все  так  называемые  цеховики почувствовали, что пришло их время.

Вслед  за  преобразованиями  в  промышленности  начались  изменения  и  в  сельском хозяйстве.  Они  сводились  к  перестройке  системы  управления,  некоторому  расширению самостоятельности  колхозов  и  совхозов  и  внедрению  арендных  договоров,  т.е. предоставлении  крестьянским  семьям  права  брать  землю  в  аренду  на  длительный  срок  и распоряжаться  произведенной  продукцией.  Это  была  попытка  без  преобразований  в отношениях собственности создать подконтрольное государству фермерство. Однако данные меры  не дали  существенных  результатов.  Создание  новой  управленческой  структуры -Государственного агропромышленного комитета, объединившего целый ряд министерств и ведомств,  ведавших  отраслью,  не  дало  необходимого  эффекта  и  не  позволило  добиться реального  повышения  самостоятельности  и  инициативы  колхозов  и  совхозов.  Крестьяне-арендаторы,  сталкивались  с  большими  трудностями  в  финансировании,  приобретении техники,  с  многочисленными  бюрократическими  преградами,  а  нередко  и  с  враждебным отношением местных властей и односельчан. В итоге к лету 1991 г. хозяйство арендаторов охватывало лишь 2 % земли и 3 % поголовья скота.

Самыми  острыми  для  народного  хозяйства  СССР  стали  финансовые  проблемы, традиционно  считавшиеся  советским  руководством  второстепенными  по  сравнению  с производством.  Из-за  непонимания  этих  проблем,  стремления  побыстрее  обеспечить ускорение, а затем и перестройку в области экономики, уже в первые годы преобразований был  существенно  нарушен  макроэкономический  баланс  страны.  Этому  способствовали  и объективные  причины:  снижение  мировых  цен  на  нефть,  непредвиденные  расходы  на ликвидацию  последствий  чернобыльской  катастрофы  (ее  непосредственный  ущерб оценивался  в  8  млрд.  руб.,  или  1,5  %  национального  дохода),  а  впоследствии  и  страшного землетрясения в Армении. В результате традиционный для советского государства дефицит консолидированного бюджета, оценивающийся примерно в 2-3 % и покрывавшийся обычно за счет сбережений населения в Сбербанке, стал стремительно расти. В 1985 г. он составил всего  1,8  %;  в  1986 — 5,7;  в  1987 — 6,4,  а  в  1988  г. — 9,2  %.  Это  стимулировало  не  только лихорадочный  поиск  кредитов  на  Западе,  но  и  дало  импульс  инфляции,  обернувшейся вымыванием товаров с потребительского рынка, резким ростом товарного дефицита. Данныеобстоятельства привели к недовольству населения и падению популярности М. Горбачева.

 

 

Источник: Краткая история российской экономики. Учебное пособие.2-е доп. изд. под ред. проф. Ю.П. Филякина — М.: Меридиан, 2007. —  320 с.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.


*