Понятие стоимости и ее трактовка

Многие поколения экономистов исследовали вопрос о том, как формируется цена на тот или иной товар, под воздействием каких факторов происходят колебания цен, что лежит в основе ценности товаров и какая связь имеется между стоимостью товаров и их ценой.

Первые попытки проанализировать категорию ценности товаров и создать общую теорию стоимости были предприняты экономистами в XVI в. У.Петти, А.Смит и Д.Рикардо выдвинули идею о том, что цена товара находится в прямой зависимости от количества труда, затраченного на его производство. Поскольку главным фактором формирования ценности товара выступал труд, учение получило название трудовой теории стоимости. Ее основные положения заключаются в следующем:

  1. Всем товарам присуща такая внутренняя характеристика как ценность или стоимость. Стоимость нельзя обнаружить непосредственно внешнему наблюдателю, поскольку она имеет скрытый характер и воплощает в себе целый комплекс хозяйственных отношений;
  2. Стоимость создается трудом товаропроизводителей. Поскольку различные производители имеют разные издержки производства и прибыль, трудовая теория стоимости оперирует таким понятием как общественный труд, используя его как некий усредненный показатель;
  3. Все товары обмениваются друг на друга в соответствующих пропорциях, соответствующих потраченному на их производство труду и стоимости. А.Смит писал по этому поводу, что цены — это лишь вуаль над сделками. Если мы приподнимем эту вуаль, то увидим истинные отношения обмена. Стоимость, которая служит мерилом обмена, называется меновой стоимостью;
  4. Колебания цен в экономической системе сторонники трудовой теории стоимости объясняют наличием такой категории, как потребительная стоимость. Потребительная стоимость является пластичным фактором и может значительно варьироваться в зависимости от субъективного восприятия товара покупателями, появления на рынке альтернативных продуктов аналогичного назначения и прочих обстоятельств;
  5. Цена является денежным выражением стоимости товара.

Трудовая теория стоимости, хотя и выступила первой стройной доктриной, дававшей объяснение формированию и движению рыночных цен, все же имела довольно серьезные изъяны как в плане теоретической, так и практической интерпретации экономических процессов. Так, например, выдвигая труд в качестве критерия определения стоимости и цен всех товаров, сторонники трудовой теории стоимости затруднялись объяснить особенности формирования цены на такие факторы, как стоимость предпринимательской деятельности, образования цен на услуги и нематериальные активы. Из-за большой степени абстракции сложно было эмпирически подтвердить практическое значение теории стоимости, в основу которой была положена категория труда.

Затрудняла использование данной теории и идеологическая составляющая, которую внес в доктрину К.Маркс со своей концепцией «прибавочной стоимости». С помощью этой категории Маркс объяснял действие механизма эксплуатации наемных рабочих предпринимателями.

Недостатки трудовой теории стоимости послужили стимулом к созданию новых концепций, основанных на иных методологических подходах. Одной из наиболее полных и разработанных в научно-теоретическом плане стала теория маржинализма (предельной полезности). Эта теория объясняет формирование и колебание рыночных цен исходя из категории «полезность».

Маржинализм базируется на следующих основных положениях:

  1. Всякая человеческая потребность уменьшается по мере ее удовлетворения;
  2. Психологическая и денежная оценка каждого блага, способного удовлетворять потребности человека, понижается по мере того, как оно становится все более доступным;
  3. Все экономические субъекты распределяют единицы своего дохода между различными расходами таким образом, чтобы из каждой единицы извлечь удовлетворение равной интенсивности;
  4. Цена есть денежное выражение полезности.

Исходя из этих положений, маржиналистами были разработаны такие теоретические обоснования, как теория формирования цен, принцип рационального поведения человека и закон убывающей предельной полезности. В части теории рыночного образования маржиналистами хорошо объясняются механизмы образования и колебания рыночных цен, убедительно и наглядно интерпретируются законы спроса и предложения, адекватно описываются модели потребительского поведения.

Несмотря на менее абстрактный характер теоретических построений и более ясный смысл категории «полезность», маржиналистский подход также имеет свои изъяны. Так, например, полезность как психологическое удовлетворение от покупки товара нельзя измерить в каких-либо единицах. Полезность — это как боль; очевидно, что она есть, но измерить ее в единицах интенсивности затруднительно. Вторым важным недостатком теории предельной полезности является субъективизм. Цены, таким образом, зависят от вкусов и восприятия товара каждым индивидом, от того, насколько полезным для потребителя он является.

Аналогичным образом мы можем отметить, что и другие теории, объясняющие формирование и колебания рыночных цен, имеют свои достоинства и недостатки. Какой-либо обобщающей теории стоимости и цен, которая бы превосходила по всем параметрам ныне существующие, пока не создано. В связи с этим обстоятельством в научно-практических целях (в том числе и в экономике таможенного дела) используются различные подходы и методы подсчетов.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*