Понятие института свободной экономической зоны

Одним из способов интеграции России в систему мирохозяйственных связей на условиях, позволяющих конкурировать с иностранными государствами на внутреннем и внешнем рынках, может стать использование института особых экономических зон, предшественником которых стали свободные экономические зоны (далее – СЭЗ). В соответствии с Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур подсвободной экономической зоной понимается часть государственной территории, на которой помещенные там товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю [5].

СЭЗ можно рассматривать как самостоятельный экономико-правовой институт, объединяющий нормы, регулирующие общественные отношения в области создания, функционирования и прекращения деятельности   в денежной форме с целью воспроизводства жизнедеятельности на определенной территории. Экономическими субъектами воспроизводственной системы в данном случае выступают:

—  предприятия и организации различных сфер деятельности (резиденты и нерезиденты СЭЗ), создающие и потребляющие на территории СЭЗ товары и услуги;

—  физические лица как наемные работники резидентов и нерезидентов СЭЗ;

—  органы управления СЭЗ (администрация СЭЗ);

—  государство (совокупность государственных учреждений различных уровней иерархии).

Названные элементы (группы хозяйствующих агентов) выделены по принципу отражения их типологической характеристики или функциональной специфики в организации воспроизводственной системы. Каждый из названных субъектов выполняет определенные функции. Предприятия и организации  создают продукт в виде товаров или услуг, которые посредством обмена принимают денежную форму и подлежат распределению между всеми субъектами системы. Физические лица служат источником наемного труда для предприятий и капитала для инвестирования в производство совокупного продукта. В свою очередь, они предъявляют потребительский спрос на товары и услуги, что является неотъемлемым элементом существования рынка продуктов различного свойства. Органы управления СЭЗ и государство определяют правила функционирования и порядок административно-правового и финансового регулирования деятельности остальных субъектов СЭЗ. Государство рассматривается в системе СЭЗ как специфический субъект экономических действий и услуг, как особая система институтов, с помощью которых обеспечивается скоординированность действий всех других субъектов СЭЗ. Резиденты СЭЗ получают выгоды от использования специализированных таможенных и налоговых льгот и преференций, обязуясь взамен инвестировать средства в развитие зоны. Администрация СЭЗ следит за соблюдением законодательства в СЭЗ, контролирует выполнение условий инвестиционных соглашений с резидентами, привлекает новые инвестиции в СЭЗ, заключая новые соглашения с потенциальными инвесторами. Физические лица (работники резидентов СЭЗ) получают выгоду благодаря более высокой заработной плате, обуслоленной их полной занятостью и востребованностью в пределах СЭЗ.

Воспроизводство рассматривается как возможность рационального использования предметов труда в сопоставлении с полученным результатом такого использования – произведенными потребительскими и производствен-ными товарами. Воспроизводственные процессы являются основной формой существования различных экономических субъектов, частью человеческой и общественной жизнедеятельности [6].

Воспроизводственный процесс в СЭЗ включает:

—  воспроизводство ресурсов системы – капитала (в том числе человеческого капитала), средств производства (производственных фондов и технологий), финансово-кредитных ресурсов, инноваций, информации и других производственных ресурсов;

—  воспроизводство субъектов системы – участников процесса воспроизводства;

—  воспроизводство результатов – совокупности материальных и нематериальных благ;

—  воспроизводство хозяйственного механизма как формы внутренних связей системы [7].

Исследование целостности СЭЗ как воспроизводственной системы и обеспечивающих ее механизмов, выявление многообразных типов связей между элементами актуализирует применение методологии системного подхода. СЭЗ как сложноорганизованная комплексная воспроизводственная система состоит из элементов и отношений между ними. Общесистемные свойства СЭЗ — это целостность, сложность, иерархичность, устойчивость, целенаправленность функционирования, информационность и инновацион-ность, этапность развития.

Целостность как внутреннее единство выражается в несводимости свойств системы к сумме свойств ее элементов. Целостность — это обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой. Понятие «целостность» выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью. Целостность СЭЗ объективно обусловлена прежде всего целостностью общественной жизни, поскольку ни один субъект СЭЗ (резиденты-участники, администрация СЭЗ, органы государственной власти и местного самоуправления) отдельно  не способен обеспечить полный цикл воспроизводственной деятельности СЭЗ. При этом особенности организации воспроизводства, цели, механизм хозяйственных связей, динамика системы активно формируются под воздействием особенностей функционирования и целей каждого из субъектов СЭЗ.

Сложность в структуре СЭЗ характеризуется множеством элементов и связей между ними. В экономической литературе, посвященной теоретическим  вопросам макроэкономики, нет устоявшегося определения состава элементов данной системы. Элементная декомпозиция воспроизводственной системы во многом определяется целями исследования. Так, Ю.М. Осипов выделяет в качестве основных элементов хозяйственных агентов. «Макрохозяйство – воспроизводящееся сообщество хозяйственных агентов, а в среде последних – хозяйствующих субъектов. В макрохозяйственной системе присутствуют и несубъектные элементы: ресурсы, хозяйственные силы и факторы, блага-продукты, а в экономическом облике – товары, деньги, капитал. Все перечисленные элементы составляют материальное (субъектно-несубъектное) содержимое макрохозяйственной системы, ее фундаментальную субстанцию (первооснову)» [8].

Основу иерархического строения СЭЗ как системы образуют различные структурные и функциональные аспекты упорядоченности. Иерархическая структура СЭЗ может классифицироваться в зависимости от принципов, положенных в основу взаимоотношений между ее субъектами. Наиболее адекватным способом формирования иерархии СЭЗ является ее стратификация, когда «стратифицированное представление может использоваться как средство последовательного углубления представления о системе, ее детализации: чем ниже опускаемся по иерархии страт, тем более детальным становится раскрытие системы; чем выше поднимаемся, тем яснее становится смысл  и значение всей системы» [9]. В качестве основных таких страт в системе связей СЭЗ идентифицируются макро-, мезо- и микроуровни.

Для макроуровня характерны специфические факторы функционирования: природно-климатические, экономико-географические, технологические, социокультурные. Важнейшим аспектом функционирования СЭЗ на макроуровне является обеспечение единого экономического пространства страны, воспроизводство функционирования экономики как единого целого. СЭЗ — это всегда большая или меньшая часть национальной территории, экономический потенциал которой (промышленные предприятия или банковские учреждения, морской порт или аэропорт и т.д.) всегда ориентирован на решение специфической задачи или комплекса задач, решающего проблему оптимального размещения производительных сил в стране и интеграции ее в мировое хозяйство. На макроуровне теория функционирования СЭЗ описывается при помощи схем реализации экономических отношений по производству и распределению добавленной стоимости, произведенной в СЭЗ.

Мезоуровень может идентифицироваться в пространственном и структурном  аспектах. В пространственном аспекте мезоуровень объединяет процесс размещения производительных сил СЭЗ на территории страны. Определяя ту или иную ее часть в качестве свободной экономической зоны для выполнения конкретной цели, государство достигает ее, развивая там конкретные отрасли производства. При этом оно использует имеющиеся факторы производства и привлекает недостающие как со своей территории (например, рабочую силу), так и из других регионов (например, капитал, технологии и т.п.). Результатом такой деятельности государства неизбежно являются изменения в размещении производительных сил, экономических потенциалов отдельных регионов и страны в целом. В структурном аспекте мезоуровень выделяется как отраслевой и корпоративно-структурированный уровень организации СЭЗ, основанный на внутриотраслевых, внутрикор-поративных и межотраслевых связях предприятий и организаций, действующих на территории зоны.

Микроуровень – это воспроизводство на уровне хозяйствующего субъекта – предприятия, использующего особенности режима ОЭЗ. На данном уровне процесс функционирования СЭЗ описывается с точки зрения экономики конкретного предприятия (организационных форм хозяйственной деятельности, имеющих преимущества в пределах СЭЗ).

Устойчивость СЭЗ как системы проявляется в ее стабильном развитии, которое удовлетворяет потребности субъектов в настоящем времени, но не ставит под угрозу способность будущих инвесторов удовлетворять собственные потребности. В этом смысле понятие устойчивого развития экономической системы формируется из двух основных составляющих – потребностей и ограничений, обусловленных состоянием технологии и организации общества, состоянием природной среды. Наличие льготных механизмов регулирования экономической деятельности в СЭЗ создает стабильный базис для дальнейшего существования зоны и привлечения потенциальных инвесторов. Идет ли речь об экспортно-производственной или о таможенной, товарно-складской зоне или о технополисе, о порто-франко или об оффшорной зоне — в любом случае государство преднамеренно создает специфические преференциальные условия хозяйствования для достижения определенных целей, будь то привлечение иностранного капитала или товарной массы, увеличение валютных поступлений или повышение степени занятости, стимулирование экспорта или развитие производства в целом и т.д.

Прообразом необходимости создания таких условий можно считать концепцию Дж. М. Кейнса, изложенную в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) и теорию  «большого толчка» (big push), которая в свою очередь стала синтезом двух теоретических концепций западной послевоенной экономической литературы: «порочного круга нищеты» и «самоподдерживающегося роста», авторами которых выступили экономисты Г. Зингер, Р. Пребиш, Х. Лейбенстайн. В качестве объекта регулирования со стороны государства Дж. Кейнсом рассматривается сфера обращения. В задачи государственного регулирования входят регулирование распределения доходов всего общества, аккумуляция денежных и других ресурсов в целях активного воздействия на рыночные процессы. Основным объектом государственного регулирования должен быть спрос на потребительском рынке и рынке средств производства (инвестиционный спрос)[10], который можно стимулировать, создавая СЭЗ. Теоретикам «большого толчка», как и кейнсианству в целом, присуще весьма критическое отношение к регулирующей способности рынка. Поэтому для этих теорий был характерен не микро-, а  макроподход, основанный на крупном вливании капитала, в результате которого начинается самоподдерживающийся рост. Для мобилизации этого капитала акцент делался государством на использование сбережений, образующихся в результате его кредитно-денежной и налоговой политики, импорте капитала из других стран. Именно «большой толчок» в промышленности и аграрной сфере приведет к сбалансированному пути развития экономики страны[11]. При этом вливания капитала необходимо осуществлять не повсеместно, а в определенные проекты (СЭЗ), способные создать базис для развития «большого толчка».

Важным общесистемным свойством СЭЗ является целенаправленность функционирования и развития. В общефилософском смысле цель выступает способом интеграции различных действий в некоторую последовательность или систему. Основной, внутренней,  целью функционирования системы является, прежде всего, самоорганизация, самовоспроизводство. Цель как отражение объективных потребностей — это идеальный, внутренне побуждающий мотив производства, проект действия, определяющий характер  и системную упорядоченность различных актов и операций. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы»[12]. Целенаправленность СЭЗ объективно формируется под воздействием интересов ее субъектов, поскольку каждый из ее элементов внутренне нацелен на самовоспроизводство посредством реализации своих интересов. Поэтому с точки зрения целенаправленности развития СЭЗ как экономической системы важное значение имеет соединение и взаимодействие интересов различных ее субъектов. Оно может осуществляться на основе многосторонней связи интересов и соблюдения принципов взаимной экономической выгоды, когда создаются благоприятные условия для воспроизводственной деятельности каждого. Такой тип взаимосвязи интересов обусловливает стремление каждого субъекта к реализации наиболее результативных решений своей деятельности как способа удовлетворения системы его экономических потребностей.

Цели, которые ставит перед собой государство, создавая свободные экономические зоны, неоднородны. Одни государства пытаются решать с их помощью проблемы конкретных регионов, связанные с ликвидацией  безработицы, низкого уровня социально-экономического развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегрального экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства.

Кроме общих, глобальных, определяются и конкретные цели, которые можно объединить в три крупных блока.

1. Экономические цели:

—  привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;

—  использование преимуществ международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства;

—  ликвидация монополии внешней торговли путем предоставления доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;

—  апробация на локальном уровне различных вариантов внедрения новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мирового рынка;

—  насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;

—  рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов;

—  создание условий для значительного расширения внешнеторговых связей страны и ее отдельных регионов;

—  пополнение местного, регионального и федерального бюджетов за счет налогов, уплачиваемых вновь созданными и конкурентоспособными предприятиями на территории СЭЗ;

—  приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства, современного рынка;

—  ускорение экономического развития отдельных регионов и усовершенствование отраслевой структуры их производства с последующей интеграцией экономики СЭЗ в хозяйственную структуру окружающего региона.

2. Социально-политические цели:

—  обеспечение трудовой занятости населения региона путем создания значительного количества рабочих мест, борьба с безработицей;

—  создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов;

—  воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

—  привлечение передовых зарубежных ученых и специалистов;

—  улучшение инвестиционного климата для потенциальных инвесторов на примере реально работающих предприятий;

—  обучение на практике отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса с последующим использованием полученных навыков работы за пределами СЭЗ;

—  решение социальных проблем в отдельных субъектах государства, если в результате деятельности СЭЗ уменьшится потребность данного субъекта в средствах, направляемых из федерального бюджета;

—  строительство объектов социальной инфраструктуры.

3. Научно-технические цели:

—  организация новых производств (в том числе развитие приоритетных отраслей промышленности) или существенная модернизация производств имеющихся;

—  оперативное внедрение в производство новых отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей передачей результатов для широкого использования в экономике страны и на внешних рынках;

—  освобождение хозяйствующих субъектов от значительной части капитальных вложений, затрат на исследования и разработки, которые ложатся на плечи зарубежных партнеров-инвесторов;

—  углубление степени переработки товаров, предназначенных для экспорта за пределы территории страны, использование собственных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции, а не простой экспорт сырья за рубеж;

—  организация или существенное увеличение производства товаров, не производившихся ранее на территории государства и/или ввозившихся на его территорию в больших количествах, эффективное замещение существующего импорта;

—  организация наукоемкого производства с использованием научно-технических достижений мирового уровня, ускорение инновационных и внедренческих процессов;

—  создание, освоение и распространение техники и технологий, способных привести к значительному повышению технического уровня отраслей экономики страны, внедрение патентных технологий и технологий «ноу-хау»;

—  создание новых «прорывных» продуктов;

—  обновление парка технологического оборудования страны, сворачивание невыгодных производств, замена устаревшей промышленной структуры современными технологиями;

—  создание или модернизация объектов транспортной инфраструктуры общего пользования;

—  развитие смежных и обслуживающих производств;

—  выполнение все более строгих экологических требований;

—  создание возможности для мобилизации местных ресурсов, для использования скрытых возможностей региона, для развития остальных регионов.

Конечно, при создании какой-либо конкретной СЭЗ не обязательно достижение всех вышеперечисленных целей, но определенный набор задач, к решению которых стремится государство, при этом обязательно должно присутствовать. Активизация внешнеэкономической деятельности, широкое использование ее в качестве фактора интенсификации производства предполагают равноправие условий совместного предпринимательства и привлечения капитала, защиту социальных интересов работников. Именно эти задачи должны решаться на начальной стадии формирования зон, для того чтобы обеспечить, в первую очередь, активное развитие рыночной инфраструктуры (банки, связь, транспорт), малых и средних предприятий с короткими сроками сооружения и ввода, с высокой и быстрой отдачей.

Поскольку практически все страны, которые хотят иметь или имеют СЭЗ, предоставляют стандартный набор экономических льгот, то страна, которая желает использовать льготный режим в качестве основного стимула для привлечения иностранных инвестиций или репатриации собственного капитала, ранее вывезенного за границу, должна будет предоставить более существенные льготы по сравнению с другими странами.

Основной целью для резидентов СЭЗ и органов ее управления (администрации СЭЗ) является получение более льготных условий, чем предусмотрено на остальной территории страны. При определении перечня предоставляемых льгот необходимо опасаться достижения обременительного положения для страны в финансовом отношении, что поставит под сомнение общую экономическую и финансовую целесообразность учреждения таких зон.

Информационность характеризуется тем, что СЭЗ присуще развитие международного экономического сотрудничества практически во всех возможных формах, что дает импульс не только к постоянному достраиванию необходимых для данного уровня развития частей инфраструктуры, но и к отсечению (ликвидации) устаревших управленческих звеньев, технологических цепей и т.д. Данный процесс описал в своем произведении «Третья волна» (1980) американский экономист А. Тоффлер, а созданная на его основе теория в дальнейшем получила название теории «третьей волны» и «сдвига власти»[13]. Это подразумевает последовательную, неуклонную оптимизацию экономи-ческого комплекса СЭЗ и его встраивание как в национальную, так и в мировую экономику. Этому процессу способствуют информационные технологии, которые позволят удешевить продукцию гибкого мелкосерийного производства (идущего на смену массовому), но потребуют значительных исследовательских работ и высококвалифицированных кадров.

Инновационность в деятельности СЭЗ проявляется, прежде всего, в том, что создание новой производственной и прочей инфраструктуры в СЭЗ неизбежно привносит в конкретную национальную экономику несвойственные ей способы производства, связанные, прежде всего, с формами предпринимательства. По-другому (чем во всей экономике) осуществляются финансирование и производственно-сбытовая деятельность. Для СЭЗ характерны особые по сравнению со всей страной экономические отношения производства и распределения добавленной стоимости, созданной на их территории. Эти отношения связаны с целой системой экономических стимулов (налоговые, валютные, таможенные, денежно-кредитные и т.п.), которые могут быть определены как преднамеренно видоизмененные в сравнении с господствующими в данной стране. Все эти специфические отношения в СЭЗ послужили практическим подтверждением теории инновационной экономики и предпринимательского общества американского экономиста П. Друкера, согласно которой современная инновационная экономика принципиально отличается от экономики производства 60-70-х гг. ХХ в. тем, что главной ее чертой стала выработка идей, подвергающих сомнению прежние решения:

—  знания становятся и главным предметом, и главным продуктом труда, происходит реорганизация отраслей вокруг производства знаний и реструктуризация всей экономики страны вокруг сферы производства информации;

—  интеллектуализация труда — главный процесс его развития, а затраты на производство и распространение знаний — главная форма инвестиций;

—  целью налогообложения должно стать поощрение всего, что необходимо для долгосрочных инвестиций, а главной чертой налогов, важной для всей инновационной экономики, — их точная предсказуемость[14].

Еще одно инновационное свойство, присущее всем СЭЗ и характерное им, — это способность к диффузионному расширению и распространению своих границ на другие связанные с нею, непосредственно или опосредованно, хозяйственные сферы, отрасли, территории. Это свойство возникает вследствие того, что, несмотря на определенную обособленность, СЭЗ всегда остаются неотъемлемой частью национального хозяйственного организма. Поэтому все последствия их развития должны отразиться и обязательно отражаются на национальной экономике. Положительное диффузное воздействие СЭЗ проявляется в преобразовании территорий СЭЗ и отраслей, на них развивающихся, в подтягивании их к мировому уровню не только в техническом плане, но и в других отношениях, тем самым способствуя интернационализации воспроизводственных процессов в других сферах хозяйства, экономических регионах и даже других странах.

Вопросы возникновения и распространения нововведений впервые рассмотрел Й. Шумпетер в созданной им теории «диффузии нововведений»[15], развитой в работе Т. Хегерстранда «Диффузия инноваций как пространственный процесс»[16]. Основа теории «диффузии нововведений» – признание факта «диффундирования» достижений научно-технического прогресса в рыночную экономику, их стихийного распространения в экономическом пространстве. Т. Хегерстранд описал закономерности распространения роста: от ведущих экономических районов — в районы периферии, от центров высшего порядка — в центры второго порядка, из крупных городов — в прилегающие районы. Темпы развития определенной СЭЗ во многом зависят от того, какую из ниженазванных целей преследует государство при ее создании: обеспечение научно-технического и на его основе экономического прогресса или выравнивание степеней развития отдельных регионов страны.

Одним из основных требований к исследованию функционирования СЭЗ является рассмотрение этапностиразработки и реализации ее концепции, основанной на теории жизненного цикла Р. Вернона [17] и на теории стадий экономического роста профессора Массачусетского технологического института У. Ростоу[18]. Основываясь на вышеуказанных теориях и используя мировой опыт разработки концепций СЭЗ можно утверждать, что в наиболее общем виде весь проект создания СЭЗ может быть разделен на четыре основные стадии: предынвестиционный период, инвестиционный период, операционный период и период развития (рис. 1.1).

Предынвестиционный период включает проведение предварительных исследовательских, маркетинговых, экономико-географических, финансовых и прочих работ. Определяется общий размер инвестиций с распределением их в инфраструктуру, в производственное строительство. Важное значение приобретает установление источников этих средств: централизованные государственные капиталовложения, собственные средства территории и предприятий, расположенных в СЭЗ, заемные средства банков, и др. Цель этого этапа — выяснение концептуальной возможности создания СЭЗ в регионе, выбор размера, типа, места расположения зоны. Существенным для него становится подробный анализ специализации зоны, услуг, которые в ней будут предложены. Именно на основании собранной на этом этапе информации будет приниматься общее решение по созданию конкретной СЭЗ.

Создание%20СЭЗ

Рис. 1.1. Стадии развития СЭЗ

Инвестиционный период требует достижения договоренности с местными властями и федеральным центром о профиле, месте расположения, режиме зоны, степени участия властей в реализации проекта. Параллельно разрабатывается технический проект создания инфраструктуры в зоне и создаются конкретные инфраструктурные объекты энерго-, водо-, теплоснабжения, сети коммуникаций, здания различного типа (склады, офисы, производственные помещения), готовые к использованию. Параллельно со строительными работами на этом этапе осуществляются рекламная и маркетинговая кампании по привлечению потенциальных инвесторов. Они должны проводиться таким образом, чтобы к началу операционного периода уже имелся ряд потенциальных инвесторов, готовых начать свою производственно-хозяйственную деятельность в зоне.

Операционный период — наиболее трудный для планирования этап, часто связанный с непредсказуемыми решениями независимых инвесторов и зависящий от внутренней динамики СЭЗ как саморазвивающейся системы, от политической стабильности в стране и регионе размещения зоны. Здесь широко используются результаты маркетинговых исследований возможностей развития зоны. Потенциальные инвесторы СЭЗ на данном этапе становятся резидентами зоны путем подписания инвестиционных соглашений с администрацией СЭЗ. Резиденты СЭЗ разворачивают свои производственные мощности в зоне,  осваивают производство продукции. При этом производственный и научно-технический потенциал зоны на данном этапе используется не полностью. В случае достижения 100-процентного его использования такая зона должна либо развиваться в более крупный промышленный район, либо переключиться на новые отрасли и производства, либо изменить свой институциональный статус.

В любом случае это будет означать начало четвертого периода жизненного цикла зоны — периода развития, который  характеризуется выходом резидентов СЭЗ на планируемую производственную мощность и начале получения инвесторами и государством отдачи от вложений в инфраструктуру и обустройство СЭЗ.

Рассмотрение общесистемных характеристик СЭЗ позволяет идентифицировать ее как самостоятельный, но органически вписанный в экономическую систему элемент, миссия которого в этой общей системе — создание совокупности положительных экономических и социальных эффектов, которые могут проявляться на любом уровне иерархии экономической системы. Специфика институциональной структуры СЭЗ, включающая администрацию СЭЗ, резидентов и нерезидентов зоны, систему контролирующих СЭЗ государственных органов, совокупность отношений и связей их друг с другом и иными экстернальными (находящимися вне зоны) субъектами, позволяет говорить о ретрансляции экономических достижений внутри СЭЗ на другие связанные с ней экономические системы. Повышение уровня благосостояния резидентов СЭЗ (микроуровень иерархии экономической системы) изначально постепенно распространяется на уровень регионального развития (мезоуровень), а затем влияет и на экономические процессы во всей стране в целом (макроуровень).

 


[5] Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Заключена в г. Киото 18 мая 1973 г. Прил. F1 «О свободных зонах».

[6] Ковалев И.Н. История экономики и экономических учений. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С. 19.

[7] Олейникова И.Н. Воспроизводственные процессы: вопросы теории и методологии. Монография. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2003. С. 59-60.

[8] Осипов Ю.М. Теория хозяйства: Учебник: В 3 т. Т. II. Микрохозяйство. Макрохозяйство. Мегахозяйство. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. С. 190-191.

[9] Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. С. 37.

[10] Кейнс Дж. М. Избранные произведения / Пер. с англ. Предисл., коммент., сост.: А.Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993.

[11] Теория потребительского поведения и спроса. М.: Экономическая школа, 1999. Том 1. С. 322-326.

[12] Энгельс Ф. К жилищному вопросу// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.. 2-е изд. Т. 18. С. 271.

[13]  Тоффлер Э. Третья волна (The Third Wave) / Пер. с англ. М.: АСТ, 2002.

[14] Друкер П. Эффективное управление. М.: АСТ,  2004.

[15] Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1983.

[16] Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago, 1967.

[17] Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle // Quarterly Journal of Economics, May 1966.

[18] Rostow W. Stage of Economics Growth. Cambridge, 1960.

 

Архипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности. Монография. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 294 с. (полный текст см.: www.aup.ru)

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*