Понятие и признаки деловой репутации корпорации

Деловая репутация является нормативным термином, однако в действующем Гражданском Кодексе Российской Федерации и иных нормативных и судебных актах он не нашел должного определения. П. 11 ст. 152 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закрепляет отсылочную норму, согласно которой к защите деловой репутации юридического лица применяются правила о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда [1]. Таким образом, ГК РФ не только не раскрывает понятие и сущностные признаки деловой репутации, но и частично подходит к регулированию правовых отношений, связанных с защитой деловой репутации юридического лица.

В связи с отсутствием нормативно закрепленного термина «деловая репутация» в гражданско-правовой доктрине нет единого подхода к определению данного понятия. Так, А.А. Тимерханов рассматривает понятие деловой репутации в аспекте развития общественных отношений. По его мнению, зарождение деловой репутации как социально-экономического блага началось еще в Древнем Риме, однако как правовая категория данное понятие сформировалась значительно позже [2, c. 19].

Дальнейшее изучение категории «деловая репутация» приводит А.А. Тимерханова к выводу о существовании ее долгое время только как экономической категории, возникшей в результате торговых отношений купцов и ремесленников. Рассматривая понятие «кредит», которое фигурирует в гражданском законодательстве XIX века (ст. 670 ч. I т X Свода законов гражданских), он находит в нем прообраз термина деловая репутация юридического лица, применяемого в современном гражданском праве. «Кредит» определяется А.А. Тимерхановым «как репутация заведения, формируемая в процессе деятельности этого заведения и используемая в целях извлечения прибыли» [2, с. 23]. Также правовед отмечает, что в дореволюционной юриспруденции появилось понятие «диффамация», которое было заимствовано из законодательства Западной Европы.

Термин диффамация происходит от латинского «fama», что означает «репутация». От него и образовалось английское слово «defame», что означает «порочить». Однако диффамация не нашла должное закрепление в гражданском праве, а была признана преступлением в уголовном законодательстве. Как отмечает А.А. Тимерханов «в статье 1039 Уголовного уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года диффамация определилась как оглашение в печати о частном или должностном лице, обществе или установлении такого обстоятельства, которое может повредить их чести, достоинству и доброму имени» [2, с. 24].

В советский период деловая репутация юридического лица не входила в предмет исследования цивилистов, несмотря на то, что смежные теоретические проблемы неимущественных права все же изучались. Также следует отметить, что из области исследования исчезли и такие понятия как «кредит» и «диффамация». Однако именно в советский период впервые на законодательном уровне было закреплено право как граждан, так и юридических лиц на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Ст. 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года, регулировала гражданские отношения, связанные с защитой деловой репутации.

Но, по мнению большинства ученых, данная норма на практике не работала, поскольку в тот момент существовала командно-административная система и происходила монополизация рынка. Также следует отметить, что ст. 152 ГК РФ практически продублировала ст. 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, за исключением того, что честь и достоинство, как неимущественные права были закреплены только за физическими лицами, а за юридически лицами признавалось право на деловую репутацию и ее защиту.

Также А.А. Тимерханов, в процессе изучения категории «деловая репутация», рассматривает данное понятие в двух аспектах – в широком и узком смыслах.

В широком смысле деловая репутация юридического лица определяется А.А. Тимерхановым через совокупность оценок результата деятельности юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности действительными или потенциальными контрагентами, характеризующая его качества, достоинства, недостатки и формирующая его уникальный информационный образ.

В узком смысле деловая репутация юридического лица рассматривается им как основанный на результатах деятельности индивидуализирующий образ юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности, характеризующий его качества, достоинства и недостатки [2, с. 37].

Изучением деловой репутации корпорации как правой категории занимались и другие цивилисты, которые в свою очередь стремились дать свое универсальное определение данному понятию. Так, М.А. Рожкова трактует деловую репутацию как «сложившееся общественное мнение о физическом или юридическом лице, основанное на оценке его профессиональной деятельности и деловых качеств» [3, с. 4]. О.А. Ульянова деловую репутацию юридического лица определяет как нематериальный актив последнего, основанный на сложившемся представлении о нем как субъекте предпринимательства и формируемый в процессе предпринимательской деятельности юридического лица [4, с. 286]. А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой определяют деловую репутацию как «сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств» [5, с. 286].

Наибольший интерес представляет определение М.Н. Малеиной, которая понимает деловую репутацию как «набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности». [6, с. 18].

На наш взгляд данное определение наиболее полно отражает сущность деловой репутации, но и оно не лишено недостатков. Самым главным недостатком является определение деловой репутации через совокупность «набора качеств и оценок», то есть М.Н. Малеина включает в понятие деловой репутации не только мнение третьих лиц о деятельности юридического лица, но и сами качества, на основе которых это мнение складывается.

Проанализировав выше представленные понятия деловой репутации и ряд других, мы сформулировали свое определение термина деловой репутации. По нашему мнению, деловая репутация – это общественное мнение, основанное на оценке профессиональных и деловых качествах, проявляемых в процессе деятельности юридического лица как субъекта предпринимательства и персонифицирующее его среди других юридический лиц.

Также в рамках данной статьи хотелось бы обратить внимание на признаки деловой репутации. В соответствии с ГК РФ нормы, посвященные регулированию защиты деловой репутации отнесены к главе 8 ГК РФ, которая в свою очередь посвящена нематериальным благам и их защите. Таким образом, деловую репутацию корпорации законодатель относит к нематериальным благам, вызывая тем самым немало споров среди ученых. Так, А.М. Эрделевский считает, что если деловая репутации юридического лица может быть предметом коммерческой концессии, то по смыслу ст. 150 ГК РФ она не может относиться к числу личных неимущественных благ [7, с. 140].

Е.М Дьяченко, также ссылающаяся на ст.150 ГК РФ, считает деловую репутацию не нематериальным благом, а нематериальным, обороноспособным и подлежащим в некоторых случаях денежной оценке объектом гражданских прав, сочетающий в себе имущественные и неимущественные элементы [8, с. 28]. Тем самым они относят деловую репутацию юридического лица к институту особого рода. Однако данные позиции не имеют весомой аргументации и не нашли должной поддержи среди других цивилистов, что приводит к выводу, что отнесение деловой репутации юридического лица к нематериальным блага вполне обосновано.

Нематериальные блага можно определить, как неимущественные ценности неразрывно связанные с личностью их носителя и не имеющие экономического содержания. Наиболее полный перечень признаков нематериальных благ был предложен В.В. Ровным. Так, по его мнению, нематериальные блага:

1) лишены гражданско-правовой природы, так как имеют всеобщий характер и закреплены в международных актах и Конституции РФ.

2) принадлежат физическому лицу и только единичные блага могут принадлежать юридическому лицу (только деловая репутация).

3) носят естественный характер (возникают с рождения) и только некоторые возникают при опре- деленных указанных в законе обстоятельствах.

4) не отчуждаемы и не передаваемы, так как неразрывно связаны с личностью их носителя.

5) не подлежат имущественной оценке, так как они лишены экономического содержания [9 с. 28].

На наш взгляд, вышеперечисленные признаки больше характеризуют нематериальные блага присущие гражданам. Деловая репутация, как единственное нематериальное благо юридического лица, все же обладает своими отличительными признаками.

По нашему мнению, наиболее точно передают сущность деловой репутации следующие признаки.

Во-первых, деловая репутация возникает только у юридического лица занимающегося исключительно предпринимательской деятельностью. В литературе этот признак обосновывается тем, что деловая репутация может быть предметом коммерческой концессии, вкладом в простое товарищество, субъектами, которых являются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Также в правовой доктрине исследуется по этому поводу статус некоммерческих юридических лиц. Целью их деятельности не является извлечение прибыли, из этого следует, что деловая репутация в процессе этой деятельности не возникает. Однако это не означает, что данные организации не обладают никакой репутацией, в литературе их репутацию называют профессиональной.

Следует также заметить, что если некоммерческое юридическое лицо в рамках своих уставных целей будет осуществлять предпринимательскую деятельность, то можно с уверенностью утверждать, что в процессе такой деятельности у него будет формироваться деловая репутация. Отличие профессиональной репутации от деловой в данном контексте, заключается в том, что профессиональная репутация не влияет на получение экономической прибыли, а характеризует субъект с точки зрения качества выполняемой деятельности.

Во-вторых, денежное выражение и возможность отчуждения деловой репутации. В силу ст. 150 ГК РФ деловая репутация как нематериальное благо хоть и неотчуждаема от его обладателя, в тоже время она может быть использована третьими лицами по договору коммерческой концессии, договору простого товарищества. Поскольку деловая репутация может быть предметов договора, то в той или иной степень она должна иметь денежное выражение. Например, п. 1 ст. 1042 ГК РФ устанавливает, что вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в частности, деловую репутацию и деловые связи. По общему правилу, стоимость вкладов товарищей предполагается равной, если иное не определено в договоре простого товарищества. Денежную оценку стоимости вносимых вкладов товарищи осуществляют по соглашению между собой (п. 2 ст. 1042 ГК РФ) [1]. Следовательно, деловая репутация как вклад в общее дело простого товарищества всегда может быть выражена в денежном эквиваленте с той либо иной степенью точности.

В-третьих, деловая репутация юридического лица имеет особенности в ее защите, а именно отсутствие возможности компенсации морального вреда. П. 11 ст. 152 ГК РФ закрепляет, что правила о защите деловой репутации граждан, за исключением компенсации морального вреда, применяются при защите деловой репутации юридического лица. Из этого следует, что законодатель установил прямой запрет на компенсацию морального вреда в случае нарушения деловой репутации юридического лица. Также следует отметить, что в соответствии со ст. 150 ГК РФ моральный вред определяется как физические и нравственные страдания. А поскольку юридическое лицо является правовой фикцией, для обозначения организации как субъекта гражданских отношений, оно не может испытывать ни физических, ни нравственных страданий.

Таким образом, учитывая вышеизложенное можно прийти к выводу, что деловая репутация корпорации представляет собой общественное мнение, основанное на оценке профессиональных и деловых качествах, проявляемых в процессе деятельности юридического лица как субъекта предпринимательства и персонифицирующее его среди других юридический лиц. Несмотря на то, что законодатель отнес деловую репутацию корпорации к нематериальным благам, ей присущи следующие отличительные особенности: деловая репутация возникает только у юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью; деловая репутация может быть объектом гражданских отношений и может иметь денежное выражение; деловая репутация имеет особенности в ее защите, а именно в отсутствии возможности компенсации морального вреда. Это позволяет нам сделать вывод, что деловая репутация корпорации занимает особое место среди нематериальных благ.

Автор: Бледных М.А. 

Библиографический список

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая (по состоянию на 28.12.2016 год) // СПС Консультант плюс.

2. Тимерханов А.А. Деловая репутация юридического лица: дисс. … канд. юр. наук. М., 2012.

3. Рожкова М. А. Судебная практика по делам о защите деловой репутации юридических лиц и предпринимателей // Приложение к журналу «Хозяйство и право». 2010. № 2. С. 3–80.

4.Ульянова О. А. Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличи- тельные черты // Молодой ученый. 2015. №9. С. 891-896.

5.Гражданское права: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. Т. 1. С. 285-287.

6. Малеина М.Н. Защита чести, достоинства, деловой репутации предпринимателя // Законодательство и эко- номика 1993. № 24. С.18.

7. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. 3-е изд., испр. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. 320 с.

8. Дьяченко Елена Митрофановна. Деловая репутация юридических лиц // Диссертация на соискание учебной степени кандидат юридических наук. Краснодар. 2005 год

9.Гражданское право: учеб. в 3 т. Т. 1 / под ред. А.П. Сергеева. М., 2008. С. 28.

 

(Прив. по: Вестник магистратуры. 2017. № 3-1(66))

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*