Политические конфликты и способы их разрешения

Теория политических конфликтов – одна из центральных в современной политологии. Ей посвящено до 50% исследований. И это не случайно. Политика и конфликт всегда идут рядом. Политика, указывая на конфликт, разрешая его, подтверждает свою общественную целесообразность, в то время как наличие конфликтов в обществе воспринимается как очевидное банкротство данного политического курса.

В продолжение всей истории политической мысли борются две концепции общественного развития. Согласно одной из них, мир и согласие, общественный порядок и единство отвечают подлинной природе человека и общества. Согласно другой – единство и порядок невозможны без конфликтов, поскольку опираются на силу и принуждение, на господство одних и бесправие других.

Если говорить о новейших теориях нашего столетия, то наиболее заметными являются два течения – школа консенсуса структурный функционализм Толкотта Парсонса) и школа конфликта (Ральфа Дарендорфа и др.).

Исходные позиции функциональной школы Парсонса заключались в следующем: а) любое общество – это относительно прочная, стабильная структура элементов; б) каждый элемент выполняет свою функцию (роль), способствует сохранению и упрочению системы; в) элементы системы опираются на консенсус и легитимность ценностей (под легитимностью понимается законность и общественное признание власти, политических норм и правил данного общества).

Структурно-функциональная теория имела определенные объективные основы. Она формировалась под влиянием начинающейся стабилизации экономического развития западного общества, преодоления кризисного развития, освобождения от сокрушительных потрясений 1930- гг. Однако эта теория была не вполне верной из-за чрезмерной уверенности в возможности преодоления всех социальных пороков западного общества.

Школа конфликта исходит из тезиса, что конфликт – естественный и необходимый фактор общественного развития, более того, без конфликта это развитие невозможно. Любое общество демонстрирует признаки несогласия, потенциального столкновения и даже насилия. Согласно конфликтной модели Р. Дарендорфа, политическая система представляет собой открытое пространство столкновений социально-политических субъектов.

Конфликт побуждает общество к созданию институтов и механизмов их предупреждения. Сам политический процесс понимается при этом, с одной стороны, как процесс борьбы между социальными группами за власть, статусы и ресурсы, а с другой стороны, как процесс формирования политических механизмов разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.

Значительный вклад в развитие конфликтологии внес Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа. Глубинную основу конфликтов Фрейд видел в антисоциальности человека, в той культуре, которая эту антисоциальность ему навязывает.

Антисоциальная сущность человека скрыта в сфере бессознательного, которая составляет значительную часть нашей психики и проявляется она в различных формах агрессивности, в том числе в военном и политическом насилии. Культуры обуздывает эти инстинкты, но они неустранимы никогда. Причем данный конфликт, по Фрейду, является причиной неврозов, депрессий, которые, в свою очередь, влияют на политическое поведение. И задачей психоанализа является вскрытие причин неврозов и конкретной формы проявления конфликта.

Конфликты несут серьезную угрозу стабильности общества, однако они выполняют и позитивные функции. Конфликт препятствует застою и окостенению социальной системы. Постоянное решение конфликтов вызывает обновление и прогрессивное изменение системы, т.е. конфликт играет творческую роль. Стабилизирующая и интегративная функция конфликтов способствуют временной и относительной стабилизации системы.

Задача, таким образом, состоит не в том, чтобы конструировать бесконфликтное общество, а в том, чтобы правильно, в рамках политической культуры, научиться их разрешать.

Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.

Революция представляет собой преобразование общества в целом и замену господствующих классов и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного развития, порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп.

В социальных революциях могут выделяться следующие этапы: вызревание, взрыв, победа и институциализация.

На этапе вызревания накапливаются нерешенные конфликты, обманутые надежды и суровая критика, заставляющая население терять веру в постепенные перемены. Вторым этапом революционных процессов является взрыв, когда происходит вооруженное столкновение между правительственными силами и восставшими.

Данный этап характеризуется всеобщим насилием, приводящим к человеческим жертвам и материальным разрушениям. Третий этап – победа, приход к власти новых политических сил, лидеры которых берут на себя руководство аппаратом. На завершающем этапе революции создаются и укрепляются новые государственные, властные органы, создаются новые формы политической жизни, которые будут существовать до тех пор, пока новые импульсы революционного брожения не потребуют очередных перемен.

Иной тип политических процессов, направленных на разрешение конфликтов, составляют реформы. Они ведут к общественным изменениям, не подрывая основ власти правящего класса. Реформы пытаются решить определенные, четко стоящие проблемы и не ставят перед собой гигантскую цель полного преобразования общества на основе идеальной модели.

Реформы представляют собой ряд ответов на наиболее острые проблемы общества и характеризуются духом прагматизма. Успех реформистской политики зависит, в частности, от своевременности ее проведения. Как правило, запоздавшие реформы не приводят к смягчению социальной напряженности. Поэтому речь должна идти не только о проведении реформ, но и об их проведении в надлежащее время, так как в противном случае может быть открыт путь к революционным процессам, к предотвращению которых как раз и стремилась реформистская стратегия.

Во многом снять конфликтную ситуацию в политической жизни помогает избирательный процесс, о котором мы поговорим в следующей лекции.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*