Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527).  В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Макиавелли считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила; в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй – диких животных. Государи должны пользоваться обеими способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Самоуверенность, смелость и гибкость – вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является наилучшим для поддержания государственной власти.

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти.

В эпоху зарождения рыночных отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с целой плеядой таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В работе «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» он описывает хаос естественного догосударственного существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса – общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и ее носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путем договоренности между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, использующее насилие так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты.

Политическая теория английского философа Джона Локка (1632-1704) является еще одной попыткой изложения гражданской концепции политики. Он был идеологом социального компромисса между дворянством и предпринимательским классом. Свои политические взгляды он изложил в работе «Два трактата о государственном правлении». Государство, по Локку, получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества – реализовать свои гражданские идеи и, прежде всего, владеть собственностью.

В государстве никто и ничто не может вне подчинения законам. Локк предвосхитил идею правового государства, т.к., по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Локк также отстаивал идею разделения властей.

В противоположность Гоббсу, Локк делал вывод: государство подчиняется обществу, которое, в свою очередь, подчиняется личности. Согласно Локку, государство действует только в целях защиты прав личности, оно не должно быть более могущественным, чем личность, т.к. личности создают общество, а общество государство.

Среди мыслителей либерального направления видное место занимает французский мыслитель Шарль де Монтескье (1689-1755). Его книга «О духе законов» относится к вершинам классической политической мысли, в которой он создал реалистическую картину генезиса государственно-правовых явлений, раскрыл в основных принципах формы государственного правления (добродетель-демократия, умеренность-аристократия, честь-монархия, страх-деспотия), свойственные определенному историческому периоду.

Свободу и равенство Монтескье рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы и источники права, а, следовательно, и «государство разума». Он считал, что общественный интерес удовлетворяется лишь путем следования правильно понятому частному интересу. Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому «свобода есть право делать все, что дозволено законом».

Теория разделения властей – второе достижение Монтескье. Эта теория происходит из старой идеи «смешанного правления», которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон.

В радикально-демократическом направлении политической мысли особое место занимает французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) и его произведение «Об общественном договоре, или принципы политического права». С Руссо на смену гражданской концепции политики приходит социальная. В социальной концепции политики смещаются акценты. Отправной точкой является не человек, а группы, т.е. классы, нации и т.д., а индивидуум рассматривается как продукт общества. Государство же исследуется с точки зрения развития.

Создание «морального и совокупного тела» государства является одновременно трансформацией «естественных индивидуумов» в «моральных» граждан, обладающих реальными понятиями и чувствами. Таким образом, в одном смысле, люди создают государство, в другом – сами являются продуктами государства: их мораль и человеческое достоинство связаны с гражданством. По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиняться ей.

Продолжая разработку концепции либерализма,  немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) отстаивал принцип автономности личности. Он являлся сторонником договорных теорий государства, развивал идеи правового ограничения государственной власти.

В работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» Кант дает обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту, – это цель, а не средство. Способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона выражает его моральную автономию. Политику Кант рассматривал как гармонию цели и средства.

Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гаранта невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе. Смысл принуждения, по Канту, состоит в эквивалентном возмещении ущерба, который понес потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой, носителем которой выступает государство.

Значительный вклад в развитие политической мысли внесли представители утопического социализма 16-19 вв., родоначальником которого был английский мыслитель Томас Мор (1478-1535). В своей книге «Утопия» он впервые подвергает критике существующий строй в Англии и представляет картину нового общества. В этом обществе господствуют общественная собственность на основе коллективной организации труда и распределения, демократическое управление, равенство и справедливость, созданы условия для разностороннего развития личности.

В развитии утопического социализма выделяют три этапа: ранний, охватывающий 16-18 вв., период зарождения капитализма и буржуазных революций в Европе. Его представители Т. Мор, Т. Кампанелла и др. (Г.Мабли, Г.Бабеф)

Второй этап совпадает с утверждением капитализма и связан с именами выдающихся мыслителей – Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна.

Третий этап утопического социализма второй половины 19 в. представлен в основном русскими революционерами-демократами Н.Г. Чернышевским, В.Г.Белинским, А.И. Герценом и др. В отличие от западных мыслителей русские революционные демократы стояли на позициях революционного преобразования общества, призывали к борьбе с царской монархией и установлению демократической республики, утверждению народовластия на базе крестьянской общины.

Таким образом, в процессе развития политической мысли происходило накопление теоретических знаний в области понимания политических отношений в период буржуазно-демократических революций, но он не привел к созданию системы политических отношений, хотя и были накоплены определенные элементы для ее формирования.

В конце 19 в. в развитии политической мысли начинается новый этап, когда происходит процесс выделения политологии в самостоятельную науку, на базе которой формируются различные течения политической мысли.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*