Поиск и отбор сотрудников в фит-бизнесе

Одним из краеугольных камней современного фит-бизнеса является персонал. От уровня подготовки сотрудников, их дисциплинированности, творческой активности, профессиональных знаний во многом зависит конкурентоспособность фитнес-клуба, его позиция на рынке, перспективы дальнейшего развития и возможности наращивания прибыли.

Учитывая важнейшую роль персонала для успешного ведения коммерческой деятельности, работодатели всех отраслей фитнес-индустрии пытаются привлечь для работы на свои предприятия лучшие силы при известных финансовых ограничениях.

Базовые требования, предъявляемые к наемным работникам, обычно имеют универсальный характер. В идеальном варианте работодатель хотел бы получить на рынке труда сотрудника, отвечающего следующим критериям:

а) он должен быть дисциплинирован, честен и порядочен;

б) физически и морально здоров;

в) компетентен и хорошо профессионально подготовлен;

г) креативен и обучаем;

д) хотел бы работать в фитнесе.

В то же время работодатель желал бы минимизировать такие негативные черты характера работников, как:

·   Лживость и грубость;

·   Некомпетентность и пассивность;

·   Невыполнение взятых на себя обязательств, неисполнительность;

·   Злоупотребление спиртными напитками;

·   Воровство и аморальные поступки.

Списки положительных и негативных качеств работников можно было бы значительно расширить. В зависимости от сферы деятельности или должности сотрудника одни качества допустимы и могут присутствовать (в том числе и негативные, так как идеальных людей не бывает), в других они совершенно недопустимы. Так, например, топ-менеждер фитнес-клуба может иметь массу неоспоримых достоинств, быть профессионалом высшего уровня, но иметь один недостаток, который сводит на нет все его положительные качества. Таким недостатком может быть пристрастие к алкоголю, наркотическим веществам, злоупотребление властными полномочиями или мошенничество.

Как известно, в спортивно-оздоровительных и досуговых системах различных государств функционируют тысячи и даже десятки тысяч фирм и фитнес-клубов. Владельцы каждого фитнес-клуба хотели бы получить наилучшие трудовые ресурсы, с высокими личностными и профессиональными качествами. В этом аспекте задача по поиску и формированию конкурентоспособного персонала значительно усложняется. Более того, найденных и трудоустроенных квалифицированных сотрудников надо каким-то способом удержать, сделать из них единомышленников, лояльных своему клубу и коллективу.

Перечисленные нами выше требования к персоналу, его качественному уровню и квалификации делает процесс поиска, найма и удержания сотрудников задачей сложной и многогранной, включающей в себя целый ряд этапов и подзадач (см. рис.7.1).

Рис.7.1. Примерная схема работы фитнес-клуба с персоналом.
Рис.7.1. Примерная схема работы фитнес-клуба с персоналом.

В рамках избранной кадровой стратегии определяется потребность в сотрудниках с определенными знаниями, опытом и навыками. Руководство фитнес-клуба (или его кадровая служба) организует поиск требуемого сотрудника. Основных способов поиска два:

1.    самостоятельный; осуществляется путем размещения соответствующих объявлений на сайте клуба или в СМИ;

2.    через посредников в лице государственной службы занятости или рекрутингового агентства.

Оба указанных способа имеют свои достоинства и недостатки. Преимуществом самостоятельного поиска персонала является отсутствие платы посреднику, оценка кандидата проводится по внутрифирменным тестам и методикам, возможно заполнение вакансий лицами, пользующихся особым доверием или расположением руководства фитнес-клуба. Самостоятельный поиск персонала оправдан и целесообразен в том случае, если для него имеются соответствующие ресурсы и возможности: опытный кадровик-психолог, специальные тесты на знания и умения, система проверки достоверности информации о претенденте. Отсутствие указанных возможностей делает самостоятельный поиск персонала занятием рискованным и неоправданным. Прием же на работу друзей и родственников также может быть чреват неприятностями – нарушениями субординации, трудовой и производственной дисциплины, утечкой конфиденциальных данных и проч.

Несомненным достоинством рекрутингового агентства является профессионализм его работников, их опыт, связи, знания, наличие специальных тестов и методик. Хорошо зарекомендовавшие себя агентства имеют объемные базы данных, классифицированных по профессиям, уровням подготовки, оплаты труда; располагают специалистами, тестирующих претендентов на знание иностранных языков, специальных вопросов технического, спортивно-оздоровительного и управленческого характера. В арсенале современных рекрутинговых агентств имеются полиграфы (детекторы лжи), алгоритмы выявления личностных качеств по почерку, голосу, группе крови.

Кратко остановимся на сути данных методик и их потенциальных возможностях.

Тесты на знания и умения. При приеме на работу того или иного сотрудника работодателю важно выяснить, «сколько стоит» данный претендент на вакансию, какие деньги он может принести фитнес-клубу. Определить «рыночную цену» принимаемого работника помогают тесты и контрольные проверки знаний и навыков из различных областей профессиональной деятельности. Необходимость применения тестов обусловлена разными причинами – например такими, как снижение качества высшего и среднего специального образования, когда выданные дипломы не отражают знаний выпускников; снижением эффективности системы переподготовки кадров, недостаточным самообразованием работников. Кроме того, тесты дают количественную оценку знаний и умений претендентов, которая позволяет судить об уровне их квалификации. При этом он может быть как недостаточным, так и избыточным.

Как правило, тесты представляют собой комбинацию вопросов и заданий, составленных по различным принципам – на знания фундаментальные и прикладные, на профессиональные умения, на общительность, на креативность. За каждый вопрос или задание начисляется определенное количество баллов. В зависимости от количества правильных и неправильных ответов выводится общая оценка. Таковы, в частности, тесты на определение коэффициента интеллектуального развития (IQ), тесты медицинских работников, персональных тренеров, инструкторов детского фитнеса, административного персонала и прочих категорий работающих.

Тестирование личностных качеств. Для слаженной работы персонала фирмы весьма важно тщательно подбирать сотрудников по принципу психологической совместимости. Никому не нужны коллективы, раздираемые внутренними конфликтами, взаимной недоброжелательностью и враждебностью. Анализ зарождения и развития конфликтных ситуаций, возникающих внутри компаний, дает основание менеджерам по персоналу утверждать, что многие кризисные ситуации программируются задолго до их апогея и развиваются они по известных закономерностям. Предотвратить внутрикорпоративные конфликты, таким образом, можно и нужно на стадии подбора персонала. Для этого специалистам кадровой службы необходимо иметь всю полноту информации о каждом из членов коллектива – о их вкусах, привычках, темпераменте, сильных и слабых местах.

Фактически тестирование личностных качеств претендента фитнес-клубы начинают с момента заполнения анкеты соискателя. Отвечая на вопросы анкеты, потенциальный сотрудник фитнес-клуба раскрывает свои этические ценности, карьерные устремления, социокультурные предпочтения. Анализ полученных ответов позволяет специалистам кадровой службы составить психологический портрет претендента, оценить его творческий и профессиональный потенциал, определить его позицию в иерархии должностей фитнес-клуба.

Так, например, анкета соискателя фитнес-клуба «PublicaFitness», обслуживающего клиентов VIP-класса, содержит 61 вопрос. Помимо стандартных пунктов о семейном положении, квалификации и образовании, в анкете имеются вопросы с глубоким психологическим подтекстом, который раскрывает устремления претендента и его личностные качества. Как иллюстрацию приведем выдержку из анкеты с рядом характерных вопросов.

— Оцените свои деловые и личностные качества по десятибалльной системе:

1 – минимальное значение, 10 – максимальной значение.

  —  Перечислите, на Ваш взгляд пять качеств идеального сотрудника

Часть нужных сведений специалисты кадровой службы получают из психологических тестов, составленных в форме вопросов, геометрических фигур, ситуаций. Однако данные методики по преимуществу не в состоянии определить, когда человек отвечает искренне, а когда что-то скрывает. По этой причине тестирование личностных качеств дополняют такими методами проверки, которые бы восполняли этот изъян. В частности, в современном фит-бизнесе широкое распространение получили тесты на полиграфе, графологические методы и гемотесты.

Сотрудников компании проверяют на полиграфе (детекторе лжи) в случае отбора на вакантную или вышестоящую должность, при расследованиях краж, утечке информации и в некоторых других случаях. Метод основан на том, что некоторые физиологические параметры (электрическая проводимость кожных покровов, дыхание, артериальное давление, частота пульса, речевые реакции) меняются в соответствующем направлении в зависимости от того, говорит ли человек правду или лжет. Реакции обследуемого фиксируются компьютером и опытный оператор легко расшифровывает их.

Графологические методы основаны на анализе индивидуальных особенностей человеческого почерка, в котором воплощается его личность, темперамент и эмоциональное состояние. Считается, что по определенным признакам и изменениям в почерке сотрудника можно выявить ряд заболеваний, предрасположенность к преступлениям, неоправданному риску. Специалисты-графологи по почерку человека определяют свойства его натуры (физические и психологические), интеллект, наследственность, образование, нравственный облик.

Графологический метод позволяет проводить исследование личностных качеств кандидатов без их оповещения. Следовательно, это исключает симуляцию или заучивание «правильных» ответов, в отличие от таких методов, как тестирование и интервью. Обычно графологический метод используют в комбинации с иными методиками, которые хорошо дополняют друг друга.1

Гемотесты позволяют выявить на основе группы крови лидерские качества работника, его психологические доминанты и особенности.

Распространенным инструментом отбора персонала, наблюдением сотрудника в деле, является испытательный срок. В этот период руководство фитнес-клуба устанавливает, в какой степени претендент на какую-либо должность соответствует заявленным качествам, насколько он способен организовать и осуществить порученную работу, находить общий язык с клиентами и коллегами. Испытательный срок является эффективной формой отбора наиболее подходящих сотрудников, так как практика – лучший критерий проверки профессиональной пригодности.

Помимо перечисленных методов отбора сотрудников существуют и некоторые другие, применяемые в особых случаях.2 Так, иногда на первый план выступают такие требования, как известность и доброе имя претендента (например, для приглашения на пост топ-менеджера или независимого директора в наблюдательный совет), деловые и политические связи, опыт работы в государственных структурах (спецслужбах, министерствах и ведомствах). В этих особых случаях отбор кандидатов проводится руководством фитнес-компании в процессе консультаций. Какого-либо дополнительного тестирования, как правило, не проводится.

 


1 Для применения графологических методов  фитнес-клубу совсем не обязательно держать в штате сотрудника с соответствующими навыками и квалификацией. Достаточно послать по электронной почте в специализированную компанию образцы почерка обследуемого работника и в течение суток получить содержательный ответ.

2 В последние годы все большее применение находят методы визуальной психодиагностики, основанные на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее психологическое содержание личности. Включают физиогномику и «телесные тесты» (анализ особенностей телосложения, мимики, жестикуляции, сна, еды, формы рук, пальцев, ногтей и др.).

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*