Подходы к определению эффективности государственной службы

Вопросы государственного управления и эффективности государственной службы рассматривались многими российскими авторами, в том числе, Атаманчуком Г.В., который отмечает, что «эффективность есть сумма двух моментов: во-первых, разницы между результатами и затратами, свидетельствующей о положительном «сальдо», т.е. о пользе, принесённой человеческими усилиями и, во-вторых, способности этой разницы удовлетворять реальные жизненные потребности общества, людей» [1].

Феликс Шамхалов также склоняется к тому, что «в целом эффективность управленческого или административного труда оценивается путём определения соотношения между полученным результатом и затраченными ресурсами» [5], однако отмечает, что «оценивать эффективность только лишь путём измерения уровня затрат — в высшей степени примитивный метод, по определению не учитывающий производительности». А И.Н. Барциц подчеркивает, что «в обобщённом виде эффективность измеряется через использование методик оценки того, насколько достигнутые на основе использования определенного объёма ресурсов результаты соответствуют прогнозируемым достижениям или тем, которые можно было бы достичь при оптимальном использовании затраченных ресурсов».

В свою очередь Ушвицкий Л.И. в своём труде подразумевает под эффективностью «относительную характеристику результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающуюся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления)». И добавляет, что «в узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности». А Лопатников Л.И. в «Словаре современной экономической науки» даёт следующее определение эффективности: «Способность социально-экономической системы в процессе своей деятельности производить экономический эффект и действительное создание такого эффекта» [4].

Также важно отметить тот факт, что сегодня многие экономисты-учёные в сфере государственного управления склоняются к разделению понятия «эффективность деятельности» на экономическую и управленческую (техническую) (Г. Даунс и П. Ларки, Ф. Шамхалов), а также социальную (Барциц). В связи с этим Ф.И. Шамхалов отмечает, что «управленческая эффективность предполагает сравнение соотношения между затратами и выпуском в любой организации, на предприятии или применительно к определённому органу государственного управления или же ко всей системе государственного управления, а также оно может быть использовано в той или иной мере в теоретических исследованиях проблем управления.

Что касается экономической эффективности, то она представляет собой оценку результатов деятельности (выпуск) организации. Нередко в среде управляющих из государственного сектора понятие «управленческая эффективность» используется как синоним понятия «техническая эффективность» («effectiveness») при оценке результатов деятельности органов государственного управления или конкретных отраслей производства» [3].

Таким образом, техническая эффективность представляет собой достижение результатов, диктуемых органами государственной власти, а экономическая эффективность, в свою очередь, является ничем иным, как соотношением затрат и результатов.

По поводу социальной эффективности И.Н. Барциц считает, что «эффективность государственной службы – это не только хорошо работающие социальные институты, это результат не изолированной от общества деятельности чиновников, а совместный труд общества. В этом случае речь идёт об общей социальной эффективности, которую не всегда можно измерить с помощью количественных показателей. В этом смысле можно говорить о таких показателях, как повышение уровня производительности труда, темпов прироста национального богатства, благосостояния жизни людей, надежности и безопасности общественных отношений», а также добавляет, что «именно социальная составляющая позволяет верно сформулировать экономические приоритеты, выделить те направления экономических преобразований, которые будут способствовать социальному развитию» [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках социальной эффективности, главенствующим критерием является получаемый социальный эффект. В большом экономическом словаре понятие «эффективность» определяется как способность объекта приносить эффект и оказывать какого-либо рода воздействие. Исходя из данных определений, можно сделать вывод о том, что в последнее время понятие эффективности деятельности органов власти стало более социально-ориентированным, то есть направленным, первую очередь, на достижение социальной удовлетворенности всех членов общества, а уже потом на получение финансово-экономических результатов.

Авторы: Булач М.Х.-О., Кривцова М.К., Подзорова М.А.

Литература:

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2004.

2.Барциц И.Н. Социальная эффективность государственного управления: модели, критерии, российский опыт внедрения // Проблемы управления №1 (38) 2011.

3.Бутова Т.В., Добрина Л.Р. Понятие эффективности деятельности органов власти / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7-1. С. 114-117.

4.Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. 5.Шахмалов Ф.И. Теория государственного управления. – М.: Экономика, 2004.

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*