Особые экономические зоны в РФ

Для интенсификации развития экономики и проникновения на международные рынки многие государства пошли на создание на своей территории свободных экономических зон. Свободная экономическая зона воспринимается как сложноорганизованная комплексная воспроизводственная экономическая система, включающая территориально-организационную структуру, административный аппарат, систему налоговых преференций, совокупность предприятий-резидентов, функционирующих на ее территории. Механизмы СЭЗ позволяют создавать новые или возобновлять существующие связи между экономическими субъектами на основе согласования их экономических интересов, образовывать конкурентоспособный задел, участвовать в перераспределении ресурсов мировой экономики, сглаживать отставания в развитии смежных и сопутствующих отраслей экономики, эффективно участвовать в  межстрановой производственной кооперации.

Исторически в зарубежной научной литературе и законодательстве о свободных зонах, на основе которых было построено и российское законодательство, использовалось понятие «free trade zones» — свободные экономические (торговые) зоны. В России до принятия Федерального закона 2005 г. «Об особых экономических зонах» практически повсеместно, когда речь шла о специальных территориальных образованиях, также использовался термин «свободная экономическая зона». При этом когда в редких случаях использовался термин «особые экономические зоны», он идентифицировался с понятием «свободные экономические зоны». Так, в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятом в 1995 г., предусматривалось, что «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации». В принятом в декабре 2003 г. Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[62] дается определение свободной экономической зоны, в точности повторяя формулировку, данную в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно ст. 42 данного закона «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон, устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах». Такое постоянство в понимании этой категории, по мнению Н.Г. Дорониной, позволяет предположить, что законодатель намеренно связывал понятие «свободная экономическая зона» с кругом отношений, возникающих в рамках внешнеторговой или связанной с ней деятельности[63].

В учебной и научной литературе понятию «свободная экономическая зона» дается более широкое толкование. По определению М.М. Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий» [64]. Б.М. Смитиенко считает, что «под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности» [65]. Более расширенное определение СЭЗ в своих научных трудах дает В.Е. Рыбалкин, который считает, что «СЭЗ – это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий» [66]. С.А. Рыбаков и Н.А. Орлова идентифицируют СЭЗ и ОЭЗ как равнозначные понятия и определяют их как «относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии»[67].

Прежде всего необходимо было выяснить, являются ли свободные экономические зоны, используемые во внешнеэкономической деятельности, и «образования с особыми экономическими условиями функционирования» — особые экономические зоны одной и той же категорией или все-таки речь идет о двух различных правовых институтах, из которых один используется применительно к инвестиционной, а другой — к внешнеторговой деятельности[68].

Зарубежная практика создания подобных экономических зон свидетельствует о том, что единый подход к их обозначению не сформирован до сих пор. Из всего многообразия названий экономических зон, встречающихся в зарубежных странах, можно с известной долей условности выделить следующие:

—  свободные экономические зоны, создание которых нацелено прежде всего на привлечение иностранных инвестиций для социально-экономического развития данного региона;

—  особые экономические зоны, основной целью создания которых является привлечение в экономику данного региона инвестиций вообще, безотносительно к тому, являются эти инвестиции внутренними или внешними.

Для свободных экономических зон характерно предоставление в первую очередь таможенных и иных внешнеторговых льгот, привлекательных для иностранных инвесторов. В случае с особыми экономическими зонами отсутствует четко обозначенный акцент на создании привлекательного экономического режима преимущественно для иностранных инвесторов. Государство создает общий льготный режим предпринимательской деятельности, пользователями которого могут быть в равной степени как национальные, так и иностранные инвесторы. Таким образом, возникла необходимость законодательного закрепления понятия «особая экономическая зона».

Законодательство (ст. 2 Федерального закона РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ») признает особую экономическую зону как определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [69].

Территория особой зоны – это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности [70]. Территория зоны — это базис, условие деятельности хозяйствующих субъектов. Главное же — совокупность экономических и юридических норм и правил, создающих особый хозяйственно-правовой режим деятельности этих субъектов на территории зоны. Этот режим и составляет сущностный элемент функционирования зоны, выделяющий ее (организационно и функционально) из общегосударственного правового пространства. Смысл такого выделения — повышение эффективности в достижении социально-экономических результатов.

В определении ОЭЗ следует выделить следующие характерные черты:

1. ОЭЗ является частью территории Российской Федерации — государственной и таможенной территории. Последнее уточнение имеет особое значение, поскольку вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации, действует ли на территории ОЭЗ российское таможенное законодательство.

2. Границы ОЭЗ определяются правительством РФ. Правительство РФ наделяется правом создания ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования. Соответствующие решения оформляются постановлениями правительства РФ об образовании ОЭЗ (например, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» [71]).

3. Территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Определение предпринимательской деятельности содержится в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ [72]. В немпредпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Данный порядок регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [73].

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот:

—  таможенных (внешнеторговых);

—  налоговых;

—  финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);

—  административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).

Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со ст. 38 Закона об ОЭЗ [74] резидентам зон предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, означающая, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков — резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности.

Таким образом, особую экономическую зону можно представить как отечественную разновидность международного института СЭЗ, специфика которого заключается в предоставлении особого территориального статуса и режимов осуществления предпринимательской деятельности, установленных российским законодательством.

Согласно ст. 4 Закона об ОЭЗ[75] на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны (ППЗ);

2) технико-внедренческие особые экономические зоны (ТВЗ);

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТРЗ);

4) портовые особые экономические зоны (ПЗ).

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается правительством РФ и оформляется соответствующим постановлением.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на конкурсной основе.

Особая экономическая зона, за исключением портовой особой экономической зоны, создается на двадцать лет. Портовые особые экономические зоны создаются на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

В течение 30 дней с даты принятия Правительством РФ решения о создании особой экономической зоны заключаетсяСоглашение о создании особой экономической зоны, в котором устанавливаются объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ, план обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ, перспективный план развития ОЭЗ, размеры принадлежащих Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ, порядок эксплуатации и содержания, владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры ОЭЗ, обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ и др.

Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

С момента вступления в силу Закона об ОЭЗ (27 августа 2005 г.) по настоящее время в России было создано и действуют  24 особые экономические зоны четырёх типов:  4 промышленно-производственные,  4 технико-внедренческие, 13 туристско-рекреационных  и 3 портовые.

Всего в экономических зонах на середину 2011 года зарегистрировано 280 инвесторов-резидентов, в том числе 25 компаний с участием иностранных инвесторов из 18 стран (прил. 11). Объем заявленных частных инвестиций составляет более 200 млрд руб., запущены современные производства, формируются центры по разработке новой продукции и развитию высокотехнологичных отраслей – телекоммуникационных и информационных технологий, в области энергетики и энергосбережения, медицинских и биотехнологий в сфере здравоохранения. В части зон построена необходимая инфраструктура, работает особый режим осуществления предпринимательской деятельности, при котором государство берет на себя обязательства по созданию благоприятного режима администрирования, предоставлению резидентам налоговых и таможенных преференций [76]. Территориальная дислокация зон представлена в прил. 12. До 2025 г. (срок существования зон) планируется довести число резидентов ОЭЗ до 1 тыс., привлечь не менее 510 млрд рублей частных инвестиций, создать не менее 140 тыс. рабочих мест. Ожидается выпуск резидентами продукции не менее чем на 5 трлн руб. и уплаты ими налогов на сумму не менее 1,2 трлн руб.[77].

Полномочия по нормативно-правовому регулированию деятельности ОЭЗ отнесены к исключительному ведению Минэкономразвития России. В сфере публичного санкционирования Минэкономразвития России осуществляет регистрацию субъектов предпринимательства в качестве резидентов особой экономической зоны и выдает разрешения на строительство, а также осуществляет иные разрешительные полномочия, например санкционирует въезд иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.

Непосредственное управление ОЭЗ до октября 2009 г. осуществляло Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и его территориальные органы, составляющие единую централизованную систему управления ОЭЗ и именуемые законодателем «органами управления особыми экономическими зонами» [78]. С 5 октября 2009г. в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти РосОЭЗ было упразднено, а его функции были переданы Министерству экономического развития РФ [79].

Минэкономразвития России осуществляет контроль предпринимательской деятельности резидентов ОЭЗ и обеспечивает проведение контроля иными публичными органами. В сфере управления публичным имуществом Минэкономразвития России распоряжается соответствующими объектами недвижимости, расположенной на территории ОЭЗ. Минэкономразвития России также наделено полномочиями в сфере публичной контрактации и оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам (в том числе субъектам предпринимательства). Таким образом, применительно к ОЭЗ Минэкономразвития России является органом особой публичной компетенции, наделенным эксклюзивными контрольными полномочиями, осуществляемыми, как правило, федеральными службами.

Наряду с Минэкономразвития России и его территориальными органами управление особыми экономическими зонами обеспечивают публичные органы субъекта РФ и муниципального образования, а также частноправовые субъекты − представители резидентов ОЭЗ и коммерческих организаций, входящие в состав наблюдательного совета ОЭЗ. В состав наблюдательного совета также входят представители Минэкономразвития РФ, исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, исполнительно-распоряди-тельного органа муниципального образования. Наблюдательный совет в качестве координационного органа согласовывает деятельность публичных органов, участвует в проведении финансового контроля, а также в деятельности по прогнозированию развития ОЭЗ.

2.1.1. Технико-внедренческие зоны

Технико-внедренческие зоны предназначены для разработки и внедрения продуктов научной деятельности, стимулирования инновационного процесса в них, позволяющего при ограниченном привлечении государственных средств эффективно использовать все финансовые, материальные, научные, природные, информационные и другие ресурсы для укрепления научно-технического потенциала национальной экономики и развития высокотехнологичных производств.

Основная цель технико-внедренческих ОЭЗ заключается в разработке новых «прорывных» идей, реализации их в инновационных технологиях и товарах путем доведения до опытного, а затем до массового производства и продвижения на рынки, что активизирует экономику страны в целом. Инновационный прорыв для современной России – это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, возможность повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики.

Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более трех квадратных километров.

В отличие от промышленно-производственных зон, ориентированных на создание крупносерийного, трудоемкого производства, в технико-внедренческих зонах предполагается разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров; осуществление экспериментального производства небольших партий товаров. Формирование технико-внедренческих зон в мировой практике происходит в основном вокруг крупных научных центров.

2.1.2. Промышленно-производственные зоны

Промышленно-производственные зоны предназначены для производства высококачественной конкурентоспособной продукции с целью насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке.

Создание промышленно-производственных ОЭЗ направлено на привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложений (в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро на каждого резидента ОЭЗ) в целях насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке. Предварительные расчеты, проведенные Министерством экономического развития РФ, показали, что дополнительные поступления в бюджетную систему РФ от создания данного типа ОЭЗ только в течение 2007 — 2009 гг. составили более 7 млрд рублей и около 140 млрд рублей за весь период деятельности промышленно-производственных ОЭЗ. Создание новых производств позволит организовать к 2010 г. более 11 000 новых рабочих мест.[80]

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров.

Несмотря на различия в размерах территории создания, капитальных вложениях в деятельность ОЭЗ, разрешенных операциях, проводимых на их территориях, технико-внедренческие и промышленно-производственные зоны во многом схожи между собой, что проявляется в похожем статусе резидентов ОЭЗ, порядке заключения и исполнения Соглашения о ведении деятельности на территории ОЭЗ, в правилах пользования земельными участками на территории зон.

2.1.3. Туристско-рекреационные зоны

Первоначально Закон об ОЭЗ предусматривал создание в России двух типов ОЭЗ — технико-внедренческих и промышленно-производственных. Однако в июне 2006 г. в него были внесены изменения в части создания третьего типа ОЭЗ — туристско-рекреационных.

Туристско-рекреационные зоны создаются для повышения конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма, развития лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, по разработке и использованию природных лечебных ресурсов. Создание туристско-рекреационных ОЭЗ имеет особое значение в силу того, что туризм — это самая мультипликативная сфера услуг с точки зрения количества занятых в ней работников и создания дополнительных рабочих мест.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.

Принципиальное отличие туристско-рекреационных ОЭЗ от промышленно-производственных и технико-внедренческих зон состоит в том, что акцент в этих зонах делается не на производстве каких-либо товаров, а на оказании услуг населению. Развитие и рациональное использование туристских и лечебных ресурсов на территории ОЭЗ должно способствовать экономическому подъему в целом в данном регионе.

2.1.4. Портовые зоны

Сегодня до 30 % российских экспортных грузов переваливается в зарубежных портах, доля контейнерных перевозок в портах России составляет всего 1%, в то время как в мире доля таких перевозок в портах составляет 20 %. Так, имея самую большую в мире протяженность морской границы, Российская Федерация пока существенно отстает от ряда морских держав по эффективности портового хозяйства. Транспортные издержки в структуре себестоимости продукции составляют в Российской Федерации около 20 %, а в соседних странах, имеющих развитые порты, — не более 8 %. В Российской Федерации также крайне слаба техническая оснащенность портов. Поэтому большинство отечественных портов, через которые проходит больше 50 % экспорта, находятся на грани своей пропускной способности.

Следует отметить, что правительства многих стран проводят целенаправленную политику по стимулированию инвестиций в инфраструктуру портов и давно установили различные налоговые и таможенные льготы в этой сфере деятельности. Все это привело к тому, что значительное количество мировых грузопотоков движется в обход Российской Федерации и российский бюджет недополучает сотни миллионов рублей.

При активном развитии процесса строительства ОЭЗ 30 октября 2007 г. были внесены изменения в закон об ОЭЗ в части создания четвертого вида зон — портовых ОЭЗ, которые предполагается располагать на территориях аэропортов, морских и речных портов России, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта [81]. Портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. При этом ПЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более 50 кв. км. Регулирование вопросов об увеличении указанной площади осуществляется постановлением Правительства РФ.

Для повышения конкурентоспособности российских портов необходима серьезная реконструкция и модернизация портовой инфраструктуры. На инфраструктуру одной портовой зоны потребуется порядка 3 — 4 млрд руб. в год. Поэтому правительство предполагает, что создавать портовую зону можно будет не только на базе госимущества, но и с участием частного капитала [82]. Поэтому целью создания портовых зон является привлечение инвестиций на осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Суммы привлекаемых инвестиций при строительстве новых объектов инфраструктуры нового морского порта должны составлять на каждого участника (резидента) не менее 100 млн евро, для нового речного порта или аэропорта — не менее 50 млн евро, при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта — не менее 3 млн евро.

Создание ПЗ тесно связано с регламентом функционирования морских портов. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[83] регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, устанавливает порядок строительства, открытия и закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг. В ст. 1 данного Закона указано, что особенности государственного управления, а также «особенности осуществления экономической деятельности и правового положения субъектов такой деятельности в портовых особых экономических зонах устанавливаются законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах». Таким образом, между Законом «О морских портах» и Законом об ОЭЗ не должно возникнуть каких-либо правовых коллизий в части образования и функционирования ПЗ.

В связи с длительным периодом окупаемости портового хозяйства, высокой стоимостью его основных фондов и необходимостью неизменности правового режима в течение длительного периода времени в целях гарантии сохранения условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, портовые ОЭЗ, как исключение из общего правила, создаются на 49 лет. Так, по оценкам экспертов, небольшое техническое перевооружение морского порта требует порядка 10 млн долл. США, а строительство нового контейнерного терминала — около 150 млн долл. США. Для примера: одна из действующих совместных китайско-сингапурских портовых зон в настоящее время имеет 5 млрд долл. США экспортного оборота в год, но на эту впечатляющую цифру она вышла только 15 лет спустя после реализации нескольких крупных инвестиционных проектов в развитие своей структуры[84].

Учитывая стратегические преимущества транспортной составляющей, географического положения Российской Федерации и потенциал ее прибрежных территорий, результаты появления ПЗ не должны заставить себя ждать. Если у порта, функционирующего в обычном режиме, рост грузо- и пассажиропотока составляет примерно 5 % в год, то в условиях экономической свободы эти показатели могут достичь 25 %. Наличие ПЗ гарантированно увеличит экспорт товаров и услуг на 20 %, а в Российской Федерации потенциал настолько велик, что рост экспорта портовых услуг может составить от 50 до 100 %[85].

 


[62] СЗ РФ. 2003. №50. Ст. 4850.

[63] Доронина Н.Г. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2004. № 6. С. 95 – 105.

[64] Богуславский М.М. Международное частное право. 5-е изд. М.: Юрист, 2004. С. 247.

[65] Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. М.: Инфра-М, 2005. Гл. 18. С. 262.

[66] Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Гл. 3. С. 35.

[67] Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России: Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006.  Гл. 1. С. 12-13.

[68] Егоров В.Е. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов // Туризм: право и экономика. 2009. №1.

[69] СЗ РФ. 2005. №30 (ч. 2). Ст. 3127.

[70] Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003.№ 1.

[71] СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. 3). Ст. 5748.

[72] СЗ РФ. 1994. №  32. Ст. 3301.

[73] РГ. 2001. 10 авг.

[74] СЗ РФ. 2005. №30 (ч. 2). Ст. 3127.

[75] СЗ РФ. 2005. №30 (ч. 2). Ст. 3127.

[76] Информационный портал ИА «РосБизнесКонсалтинг» – www.rbc.ru/rbcfreenews/05.10.2009

[78] Указ Президента РФ от 22 июля 2005 г. № 855 «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3136.

[79] Указ Президента РФ от 5 октября 2009 №1107 «Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации» // РГ. 2009. 8 окт.

 

Прив. по: Архипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности. Монография. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 294 с. (полный текст см.: aup.ru)

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*