Особенности учёта на малых предприятиях

Развитие малого бизнеса в Российской Федерации, как и уровень активности предпринимателей в государстве, во многом определяет степень демократизации и открытость экономики нашей страны. Собственно за счет поддержки предоставленного сегмента предпринимательства правительство обязано решать тотальные проблемы роста благосостояния проживающего в государстве населения и увеличения в процентном соотношении людей со средним уровнем заработка. Помимо того, развитие малого предпринимательства в России содействует пополнению бюджета за счет налоговых поступлений [1].

В российском праве субъектами малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (организации и индивидуальные предприниматели), отнесенные Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) к малым предприятиям. [5]

К субъектам малого предпринимательства пунктом 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ отнесены хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством России и соответствующие следующим условиям:

1) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства обязаны реализовать хотя бы одно из установленных подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ требований, а собственно:

а) суммарная доля участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью:

— Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) менее 25 %;

— иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 49%;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, причислены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнёрств заключается в практическом использовании (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в «Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. № 1459-р.

Юридические лица включаются в перечень, если соответствуют одному из критериев:

— юридические лица являются публичными акционерными обществами, более 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества обладают правом прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50 % голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность определять единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, и вместе с ним возможность назначать избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

— юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;

2) среднесписочная численность работников за предыдущий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из вышеуказанных требований (то есть требований подпункта 1 пункта 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ), производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превысить следующие максимальные значения среднесписочной численности работников:

— малые предприятия – до 100 человек включительно;

— микропредприятия – до 15 человек.

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в подпункте 1 пункта 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем реализовываемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превысить максимальные значения, установленные Правительством Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства.

Нужно отметить, что на сегодняшний день Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие максимальные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий календарный год без учета налога на добавленную стоимость:

— для малых предприятий – 800 миллионов рублей;

— для микропредприятий – 120 миллионов рублей.

Итак, если хозяйствующий субъект удовлетворяет всем необходимым критериям, то он признается в 2016 году субъектом малого предпринимательства. [4]

Упрощённые способы ведения бухгалтерского учета, а также упрощённая бухгалтерская (финансовая) отчетность, для малых предприятий должны быть регламентированы федеральным стандартом, согласно подпункту 10 пункта 3 статьи 21 Закона № 402-ФЗ. Но такого стандарта ещё нет, сформулированы лишь общие положения упрощенных методов ведения бухгалтерского учета Они одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности малых предприятий 25.11.2015 г., протокол N 7. Поэтому малые предприятия должны руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, которые были утверждены до вступления в силу Закона № 402-ФЗ (пункт 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ).

Обязанность малого предприятия по составлению своей годовой (финансовой) отчетности следует из пункта 2 статьи 13 Закона № 402-ФЗ. Упрощенная система бухгалтерской отчетности включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств и пояснения к ним. Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств рассмотрены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

Согласно пункту 4 Приказа № 66н следует, что пояснения выполняются в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, выполненных в таб- личной форме, выбирается предприятиями самостоятельно с учетом Приложения № 3 к Приказу № 66н. Пояснения по показателям отчетов компании выбирают самостоятельно (пункт 3 Приказа № 66н). [2]

Правила применения упрощенной бухгалтерской отчетности подробно рассмотрены в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчётности» (далее – Информация), где в пункте 17 указано, что организация, применяющая упрощенные способы, может представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. Компания, которая использует упрощенные методы, сама разрабатывает формы бухгалтерской от- четности, при этом она может применять упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств (пункт 18 Информации) и включать в эти формы показатели только по группам статей.

Организация, использующая упрощенные способы:

— приводит в бухгалтерской отчетности данные об активах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, обязательствах отдельно лишь в случае их важности и если без них невозможна оценка финансового положения компании или финансовых итогов ее деятельности (пункт 20 Информации);

— может показывать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые итоги ее работы и (или) движение денежных средств, перспективно;

— может исправлять серьезные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без пересчета с включением прибыли или убытка, полученных в результате исправления данной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (пункт 22 Информации). [3]

Авторы: А.В. Ферхо, А.С. Юхник, А.Р. Хаметова

Библиографический список

1. Предпринимательство и право. Информационно-аналитический портал. Бухгалтерский учет при УСН. Об изменениях, внесенных Федеральным законом №344-ФЗ (Семенихин В.) 31.01.2015.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-фз (ред. от 29.12.2015 с изменениями, вступившими в силу с 29.12.2015).

3. Бухгалтерский учет на малых предприятиях [Электронный ресурс]. М.: ГроссМедиа. 2009. 287 с.

4. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет на малых предприятиях [Электронный ресурс]. М.: Проспект. 2015.

5. Овсийчук М.Ф., Шохнех А.В. Бухгалтерский учет и контроль деятельности малого бизнеса (для бакалавров) [Электронный ресурс]: учебное пособие. М.: КноРус. 2014. 293 с.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*