Основы таможенно-валютного контроля

Основополагающим экономическим понятием является обмен. А.Смит усматривал в обмене наивысшую степень разумности и целесообразности в хозяйственных процессах. В своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» он отмечал, что животные никогда не обмениваются какими-либо предметами – например, собаки костями. В частности А.Смит пишет: «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой. Никому никогда не приходилось видеть, чтобы какое-либо животное жестами или криком показывало другому: это – мое, то – твое, я отдам тебе одно в обмен на другое».* Только человек способен на рациональный экономический обмен, посредством которого выигрывают все участники хозяйственного процесса.

Логика рассуждений А.Смита состоит в том, что богатство всякой нации быстро увеличивается при использовании разделения труда, которое неразрывно связано с товарообменом. Рассматривая производственную деятельность булавочной мануфактуры, Смит замечает, что действуя в одиночку, каждый из десяти работников мануфактуры сделал бы за день не более 20 булавок. Действуя совместно в системе разделения труда, коллектив рабочих изготавливает в день более 48 тыс. булавок.

Возросшая производительность труда снижает себестоимость продукции и порождает проблему сбыта изготовленного товара. Для завершения экономического процесса произведенный товар должен быть продан. Так как местные рынки за счет массового производства быстро насыщаются, возникает вопрос об осуществлении внешнеэкономических обменов, которые могут происходить:

а) в форме сделок купли-продажи за иностранную или национальную валюту;
б) в форме товарообменных операций (бартера);
в) в форме толлинга (давальческого сырья), когда предоставленное зарубежному партнеру сырье оплачивается не деньгами и товарами, а определенными работами или услугами.

С точки зрения экономики таможенного дела здесь возникает несколько проблем технического и организационного характера. Проанализируем их более подробно.
1. Экспортно-импортные сделки с использованием денежной оплаты. Казалось бы, в этом случае все ясно: осуществляя внешнеторговые сделки с расчетами в деньгах, таможенные и налоговые платежи выплачиваются как определенная часть стоимости товаров в соответствующих денежных единицах. При этом должно соблюдаться соответствие между движением товарных потоков и адекватных движением валютных средств (см. рис.1).

Рис.1. Условная схема движения товарных и денежных потоков, контролируемых таможенной службой.

Рис.1. Условная схема движения товарных и денежных потоков, контролируемых таможенной службой.

Однако внешняя простота может быть обманчивой. В связи с тем, что существуют наличные и безналичные платежи, различные национальные и коллективные валюты, для сотрудников таможни возникают определенные трудности. Например, внешнеторговая сделка купли-продажи может быть оплачена деньгами или ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте – векселями, акциями, облигациями. Таможенники могут проконтролировать традиционными методами наличные денежные средства и документарные ценные бумаги, чего не скажешь про безналичные платежи.

Таким образом, возникает важный вопрос – должны ли таможенные службы контролировать электронные платежи и безналичные расчеты? Или же это сфера контроля Центрального банка, министерства финансов или иных ведомств?

Положительные или отрицательные ответы на поставленные вопросы, по сути, формируют последующее построение финансовых структур и служб таможни. Если таможенная служба не контролирует безналичные платежи, то создается разрыв между движением товарных и денежных потоков. В этом случае возможны большие злоупотребления со стороны участников ВЭД и коммерческих банков. В то же время передача функций финансового контроля Центральному банку, министерству финансов и иным уполномоченным органам делает структуру таможенной службы менее громоздкой и затратной.

Наделение таможенной службы полномочиями контроля платежей всех видов, вне зависимости от их форм и специфики, требует введения в штат сотрудников таможни квалифицированных специалистов по финансам, платежным системам, IT-технологиям. Естественно, что придание данных функций таможенной службе делает ее более сложной и дорогостоящей.

Другой проблемой для таможенной службы при осуществлении внешнеторговых операций становится валюта расчета за поставленные товары. Известно, что в рыночной экономике стоимость национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам не остается неизменной. Напротив, под воздействием многих факторов котировки валют меняют свое соотношение. Таким образом, перед таможенной службой государства встает вопрос – что же предпочесть, какую-либо стабильную иностранную валюту с минимальным риском девальвации, или использовать в таможенных расчетах национальную валюту, которая может быть подвержена высокой инфляции и прочим рискам? Таможенное законодательство разных стран мира исходит из различных соображений, назначая таможенные платежи и налоги либо в национальной валюте, либо в долларах США или иной стабильной и свободно конвертируемой валюте.

2. Внешнеэкономические товарообменные операции (бартер). Несмотря на кажущуюся несовременность и неудобства бартерных операций, они довольно часто используются во внешней торговле. Прямой товарообмен участники ВЭД предпочитают в том случае, когда:

а) хотят избежать валютных рисков, связанных с сильной волатильностью (подвижностью в ценах) финансовых рынков;
б) стремятся избежать дополнительных расходов, связанных с выплатами процентов и комиссий по обмену валют и выплат финансовым посредникам;
в) предпочитают сэкономить на таможенных платежах, используя механизм занижения таможенной стоимости.

В теоретическом плане выход таможенной службой может быть найден в составлении рабочей модели, переводящей механизм товарообменных операций на язык товарно-денежных отношений. Экономические подразделения таможни оценивают таможенную стоимость экспортируемых или импортируемых товаров по текущим рыночным ценам и исчисляют все необходимые пошлины, налоги и платежи по свое методике. Участники внешнеторговых сделок, работающие по бартеру, должны оплатить указанные таможней суммы в установленном порядке.

3. Толлинговые операции. Внешнеторговые сделки с использованием давальческого сырья рассматриваются таможенной службой как особый вид бартера, в котором товар обменивается не на какой либо другой товар, а на работы или услуги. Сложность для таможенной службы при осуществлении участниками ВЭД подобных сделок состоит в адекватной оценке таможенной стоимости нематериальных активов (работ, услуг), которые проводятся в рамках данной сделки.

4. Контроль валютных операций физических лиц. Основным отличием валютного контроля физических лиц от ранее рассмотренных операций является отсутствие параллельного движения товарных и валютных средств, указанных в коммерческих контрактах (см. рис.1). В зависимости от политических принципов управления (либерального, демократического, тоталитарного), то или иное государство в области валютной политики может устанавливать следующие правила:

— не осуществлять таможенного контроля ввоза и вывоза физическими лицами иностранной и национальной валюты;
— вводить обязательное декларирование ввозимых и вывозимых валютных средств (в полном объеме или начиная с какой-либо определенной суммы);
— частично или полностью запретить физическим лицам операции с иностранной валютой, устанавливая перечень ограничительных мероприятий (таких, как открытие счетов в иностранных коммерческих банках, обязательные продажи иностранной валюты по возвращении из-за границы и т.д.).

Каждая из отмеченных моделей валютного регулирования и контроля со стороны таможенной службы имеет свои преимущества и недостатки. Так, например, при полностью либерализированном режиме, когда отсутствуют нормы контроля валютных сумм, ввозимых и вывозимых физическими лицами, граждане данной страны чувствуют себя более свободными людьми, сокращается время на оформление таможенных деклараций, уменьшается штат сотрудников таможни. В то же время облегчаются условия существования для преступников и террористов, отмывания преступных доходов, страдает качество государственной статистики.

Таможенными службами мира применяются в настоящее время, по преимуществу, вторая и третья модель валютного контроля. Полностью либеральная модель распространения не получила.


* Цит. по: Классика экономической мысли. – М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 2000. – С.87.

Читайте также:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*