Организация и виды литературного бизнеса

Итак, начинающий литератор принял решение о начале писательского бизнеса, который, вероятно, принесет ему известность и материальное благополучие. И тогда сразу возникает вопрос – какую тему и жанр выбрать – то, что ближе автору, или то, что наиболее востребовано рынком? Это классический для предпринимательских стартапов  вопрос, – на каком поприще начинать свое дело – там, где больше понимаешь и к чему лежит душа, или там, где есть спрос (или кажется, что он есть). И вторая, немаловажная для бизнеса проблема – одному или в содружестве с кем-либо начинать работу.

Попробуем дать на поставленные вопросы развернутые ответы. Вначале попытаемся пролить свет на проблему выбора жанра и сферы деятельности, − или, как говорят специалисты по маркетингу, рыночной ниши. Если автор ориентирован на получение прибыли, то отдельные сегменты рынка для него становятся коммерчески непривлекательными – такие, как поэзия, научные монографии, техническая литература, справочники, словари. На подготовку такого рода изданий требуется много времени, знаний и кропотливой работы. Авторы в данных сегментах литературы получают от ее издания в большей мере маркетинговый, социальный, рекламный, а не прямой денежный эффект.

Поэт, издавший свой первый сборник романтических стихов, чаще всего и не помышляет о сколько-нибудь крупном гонораре. Гораздо важнее денег ему отзывы читателей, знакомых, собратьев по перу, критиков.

Большинство научных работников, издающих свои книги, учебники, монографии, публикующие статьи в специализированных журналах, также не придают решающего значения денежному вознаграждению. Их больше волнует научная репутация, известность в профессиональных кругах, приоритет в исследованиях.

Есть еще целый спектр авторов, для которых литературный труд важен не с точки зрения получения высоких гонораров, а как своеобразная PR-акция. К числу таких авторов можно отнести политиков, издающих мемуары, актеров, спортсменов, звезд шоу-бизнеса, крупных предпринимателей. Здесь также имиджевые соображения превалируют над чисто монетарными интересами.

Эта особенность писательских рынков хорошо известна издателям, которые нередко предлагают начинающим авторам публикацию их трудов без выплаты вознаграждения. Более того, определенной части писателей приходится самой платить издателям для того, чтобы подготовленные ими труды увидели свет. Это положение в полной мере относится к изданию книг, статей, монографий, сборников и мемуаров. К этой теме мы еще вернемся ниже, когда будем рассматривать самофинансирование и спонсорство в писательском бизнесе.

Обычно авторы, делающие ставку на высокую прибыль от книги и массовые тиражи, избирают жанр женского романа с любовной фабулой, детективы, мистику, триллеры и приключения. В этих жанрах для автора важна фантазия, увлекательный сюжет, характеры и эмоции персонажей. Читатели данных жанров покупают книги с целью развлечения, сопереживания, заполнения досуга. Перечисленные нами жанры имеют самую массовую категорию покупателей и писатели, работающие в русле данной тематики, действительно получают наиболее высокие доходы.

Стоит, правда, отметить, что литературные рынки не остаются статичными; они постоянно меняются вслед за изменениями предпочтений читателей. Так, например, с наступлением финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. люди стали меньше читать любовных романов и фантастики, переключившись отчасти на издания практического и образовательного характера, способных дать новые знания, развить какие-либо навыки и умения. Конфигурация читательского спроса динамично меняется, вытесняя из повседневной жизни бумажные газеты и журналы. Одновременно формируется спрос на электронные читалки, компьютеры-планшетники, аудиокниги, Интернет-рассылки, тематические сайты.

Далеко не праздным вопросом, как для начинающих, так и опытных авторов является вопрос о партере по перу. Единоличная работа в писательском бизнесе имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Начнем с достоинств. Главным положительным моментом работы автора в одиночку является свобода принятия решений во многих аспектах: в части выбора главных героев, сюжетной линии, в сроках работы над рукописью. Кроме того, единоличный автор резервирует за собой право интеллектуальной собственности, все права по изданию и переизданию произведения, в переговорах с издателями и производителями кинофильмов он исходит из своих текущих интересов. И конечно, весь гонорар от издания произведения принадлежит его создателю, его не нужно делить с соавторами. Все более или менее понятно и в делах наследования авторских прав. Все сто процентов доходов принадлежат законным наследникам писателя, которым не нужно делиться в определенной пропорции доходами с соавторами или их наследниками.

Однако и все издержки писательского бизнеса ложатся на индивидуального автора. Всю работу приходится делать самостоятельно, начиная от плана и разработки сюжета, написания и набора на компьютере текста, и заканчивая продажи готового произведения издателям или конечным потребителям (при издании за свой счет). А это существенно удлиняет сроки работы над книгой или иным литературным произведением, увеличивает нагрузку на автора.

Здесь, правда, имеются нюансы – работу по набору, вычитыванию и правке текста можно перепоручить кому-либо из членов семьи или стороннему редактору; за дополнительную плату можно организовать работу так называемых «литературных негров», к деятельности которых мы еще обратимся ниже. Однако это обстоятельство делает работу автора не индивидуальной, а коллективной, но только не явным, а латентным, теневым образом.

Легализует совместную работу институт соавторства, применяемого в писательском бизнесе весьма широко. Участие двух и более авторов в создании одного литературного произведения имеет несомненные преимущества. Во-первых, совместная работа соавторов способствует обмену идеями и мнениями, что, чаще всего, улучшает качество сюжетной линии и текста. Во-вторых, между соавторами возможно разделение труда, когда каждый прорабатывает тот участок работы, который ему наиболее интересен и близок, а в этой конкретной области у него имеется особый опыт и знания.

Третий момент касается сроков подготовки рукописи к изданию. Естественно, когда каждый из соавторов прорабатывает свой объем работ за определенное, заранее установленное время, это существенно (иногда в 5-7 раз) сокращает период доиздательских работ.

Фактически соавторские коллективы образуют малые предприятия, которые наиболее продуктивны в научной и технической литературе, в издании словарей и справочников. Проводя параллели с промышленным предпринимательством, можно обратиться к примеру булавочной мастерской Адама Смита, где каждый отдельный работник, действуя индивидуально, может сделать не более 10-12 булавок в день. Работая же коллективом в 10 человек, они, за счет разделения труда, производят до 24 тыс. булавок в день. Нечто подобное, хотя и не в таких масштабах, происходит в писательском бизнесе.

Какой вариант работы выбрать, автор выбирает самостоятельно, планируя свою будущую литературную деятельность. Практические аспекты бизнес-планирования мы рассмотрим в следующем разделе.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*