Организация и проведение выборов

Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависят от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им всеобщим и равным избирательным правом, другими инструментами политического участия.

В современном демократическом обществе основной формой политической активности большинства граждан является участие в выборах, которые проводятся регулярно, через определенные, предусмотренные законом промежутки времени. Президент, депутаты всех уровней избираются обычно на срок от 4 до 6 лет.  Предполагается, что такой промежуток времени достаточен для выполнения кандидатом своих обещаний и позволяет обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Вместе с тем, он не настолько велик, чтобы политик мог не задумываться о предстоящих выборах и своей ответственности перед избирателями.

Со дня объявления даты выборов официально начинается избирательная кампания: составляются списки избирателей, проводится выдвижение и регистрация кандидатов, ведется предвыборная агитация, проводится голосование. После завершения избирательной кампании организуется подсчет голосов и объявляются итоги выборов.

Выборы проводятся по избирательным округам. Территория страны, республики, штата разбиваются на округа, население которых выбирает одного или нескольких депутатов. Округа, из которых избирается только один депутат, называется одномандатным. Избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат избирался равным числом жителей или избирателей – только тогда избирательное право действительно является равным.

Решающая роль на первом этапе избирательной кампании принадлежит политическим партиям: они осуществляют подбор кандидатов, оказывают им финансовую и организационную поддержку. Большие средства и усилия затрачиваются партиями и кандидатами на предвыборную кампанию.

Смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы дать избирателям возможность сделать осознанный, продуманный выбор. Избиратель должен определить, программа какой партии, какого кандидата больше всего соответствует его взглядам, отвечает его интересам. Каждая партия в ходе предвыборной кампании стремится заручиться поддержкой наибольшего числа избирателей. Цель ее предвыборной агитации – убедить избирателя, что именно эта партия способна защитить его интересы и может предложить наиболее эффективные способы решения стоящих перед обществом проблем.

Предвыборная агитация заканчивается за день до голосования. Последний день перед голосованием обычно отводится избирателям на то, чтобы они еще раз самостоятельно обдумали свой выбор и приняли окончательное решение.

Избирательную кампанию завершает голосование. Голосование должно быть тайным. Никто не вправе наблюдать, как избиратель заполняет бюллетень. Заполненный в изолированной кабинке бюллетень он сам опускает в урну. В некоторых странах избиратели не заполняют бюллетень – для голосования используются специальные машины, сконструированные таким образом, чтобы исключить подтасовку результатов.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*