Образование таможенных союзов (ч.2)

Одним из важнейших направлений экономики таможенного дела является изучение таможенных союзов.  Весьма важными моментами является изучение предпосылок их создания, выгод, получаемых сторонами таможенных союзов, органов управления и координации хозяйственной деятельности. Нельзя также оставить в стороне и политическую составляющую интеграционных процессов экономик различных стран, так как при создании единых правил работы под эгидой общего таможенного пространства необходимы известные компромиссы и ограничения суверенных прав государств-участников союза.

Тенденции развития мировой экономики в последние десятилетия свидетельствуют об обострении конкуренции на рынках большинства товаров и услуг. После того, как многие крупные страны мира (в числе которых немало бывших социалистических государств), в 1980-1990-х годах стали на путь рыночных преобразований, ситуация на рынках развитых и развивающихся стран стала динамично меняться.

Развивающиеся страны стали противопоставлять технологическому превосходству и качеству товаров из развитых стран свои конкурентные преимущества – низкую стоимость рабочей силы, трудолюбие, желание стать такими же богатыми и благополучными, как их западные коллеги. Китай, Турция, Малайзия, Индия, Россия, ЮАР, станы ближнего Востока, Аравии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Африки, – стали перенимать наиболее передовые методы ведения бизнеса, внедрения инноваций, обучения и переобучения персонала. Вместе с тем трудовые мигранты из развивающихся и слабо развитых стран начали активное перемещение в страны с высоким уровнем жизни и достойной зарплатой.

Наблюдается также и обратное движение капитала и технологий из стран развитых в экономики с хорошим хозяйственным потенциалом. В связи с тем, что на развивающихся рынках с высокими темпами экономического роста предприниматели могут заработать больше, чем на родине, на национальные рынки перспективных государств хлынули потоки прямых и портфельных инвестиций, промышленных заказов для совместных предприятий, товаров роскоши и массового потребления.

Все эти процессы вызывали и продолжают вызывать сейчас разную реакцию политических властей. С одной стороны, правительства развитых стран хотели бы защитить внутренние рынки от дешевых товаров и рабочей силы из развивающихся стран, так как они осложняют функционирование собственной промышленности и отнимают рабочие места у местного населения. Однако меры протекционистского характера, как мы отмечали выше, ведут к ответным действиям торговых партнеров. Поэтому наиболее приемлемым путем решения всего комплекса проблем стали таможенные союзы, которые представляют собой часть интеграционных процессов экономического, политического и культурного характера.

Ныне таможенные союзы в Европе, в Латинской Америке, на ближнем Востоке, в Азии и Африке стали весьма распространенным явлением. В рамках таможенных союзов решаются вопросы проведения единой таможенной и налоговой политики, стандартизации, ветеринарного и фитосанитарного контроля, субсидий отдельным отраслям промышленности и сельского хозяйства (см. рис.1).

Рис.1. Комплекс вопросов, решаемый в рамках таможенного союза.

Правила отдельных таможенных союзов должны вписываться в общую структуру мирохозяйственных связей, функционирующую под эгидой Всемирной торговой организации (ВТО). Серьезные противоречия и нестыковки в правилах таможенных союзов и стран, не вошедших в ВТО, ставят под вопрос выгодность внешнеторговых операций, повышают риск санкций и антидемпинговых расследований против суверенных экономик.

В последние годы перед Россией и рядом стран СНГ со всей остротой встал вопрос о создании собственного таможенного союза, который бы снял внутренние барьеры для ускоренного развития национальных хозяйственных систем и улучшения экономических показателей, отмеченных на схеме рис.1.

Начиная с 2012 года Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном заработал в полном объеме. Однако Украина пока не дает согласия на вступление в данный таможенный союз, мотивируя это тем, что не готова поступиться частью национального суверенитета и передавать полномочия наднациональным органам управления Союзом.

В то же время на членство в Таможенном союзе претендуют страны из азиатской части СНГ, экономики которых в значительной степени отличаются по своим характеристикам от российской, белорусской и казахстанской.

Более подробно о Таможенном союзе и членстве России в нем мы поговорим ниже.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*