Nike как фаворит мировой спортивной индустрии

В настоящее время корпорация Nike является самым крупным производителем спортивной одежды, обуви и аксессуаров в мире. Сегодня Nike – это многонациональная компания, которая имеет контракты с сотнями предприятий в 55 странах на разных континентах. Численность сотрудников компании составляет около 30 тыс. человек, а брэнд Nike оценивается в 10,7 млрд. долл.

Сейчас трудно себе представить, что полвека назад Nike представляла собой малое предприятие, на котором свой стартап осваивали основатели компании – Билл Бауэрман и Филипп Найт. Оба начинающих предпринимателя имели отношение к спорту, потребности и нужды которого были им хорошо знакомы. Неплохое знание специфики спорта и запросов спортсменов привело, в конечном счете, к созданию прибыльного и общественно значимого бизнеса. А история создания Nike такова.

Билл Бауэрман, один из учредителей компании Nike, в 1947-1972 годах был тренером по бегу и легкой атлетике в Орегонском университете. В 1972 году Билл Бауэрман становится тренером Олимпийской легкоатлетической команды США. Уже тогда Билл понял, что спортсмену для классного результата кроме превосходной физической подготовки требуется еще и хорошее снаряжение; в беге и легкой атлетике – это кроссовки. Билл Бауэрман старался сделать каждого атлета лучшим, способного показывать на дистанции максимально возможный результат.

Понимая, что для повышения результатов следует совершенствовать спортивную обувь, Билл самостоятельно начал изготавливать кроссовки, которые по многим параметрам превосходили выпускавшиеся тогда модели.

Вторым соучредителем компании Nike стал Фил Найт, который, будучи студентом Орегонского университета, встретил тренера по бегу Билла Бауэрмана. Впоследствии их знакомство переросло в долголетнюю дружбу и плодотворное сотрудничество.

После окончания университета Фил Найт поступил в Стэнфордскую бизнес-школу, где подготовил исследование рынка и рекомендации о том, как можно разрушить немецкую монополию за счет японской высокотехнологичной и недорогой спортивной обуви. Напомним, что в это время на мировом рынке доминировала продукция немецких производителей – в первую очередь, компаний, возглавляемых братьями Дасслер – «Adidas» Ади Дасслера и «Puma» Руди Дасслера.

В 1962 году, после окончания Стэнфорда, Фил Найт отправился в Японию, в знаменитую компанию Онитсука Тайгер. Он выдает себя за представителя компании Blue Ribbon, и в итоге его визит приводит к получению прав дистрибьютора на рынке США.

По возвращению на родину, Найт принес пару кроссовок Тайгер своему бывшему тренеру Бауэрману, чтобы тот оценил качество и потенциал этой профессиональной обуви (см. кроссовки для мужчин в интернет-магазине).

Бауэрман и Найт, всесторонне исследовав образцы, приходят к выводу, что с небольшими переделками, кроссовки получатся высокого качества и недорогими. И что самое главное, значительно лучше тех, что имелись к тому времени на рынке. Как видим, основатели бизнеса Nike не гнушались тех методов, к которым позже стали прибегать китайские производители, беззастенчиво копируя технологии и дизайн лучших мировых брэндов.

Поскольку кроссовки очень неплохо зарекомендовали себя, в 1964 году Бауэрман и Найт подписывают договор о совместной работе и основывают новую компанию под названием Blue Ribbon Sports. Каждый компаньон вложил в бизнес по 500 долл. На эти деньги они закупили 300 пар кроссовок Тайгер. Первые продажи осуществлялись прямо из гаража семьи Найт. По имеющейся договоренности, Фил Найт занимался продажами, а Билл Бауэрман улучшал качество и дизайн кроссовок.

В 1965 году у компании появился первый постоянный сотрудник – Джефф Джонсон. В то время и Бауэрман и Найт вынуждены были вести бизнес по совместительству, так как прибыли от продаж было недостаточно. Однако соучредители бизнеса твердо верили в то, что у их компании отличное будущее, на которое они возлагали большие надежды.

Джефф Джонсон также был спортсменом. С того момента, как Джонсон стал продавать обувь, ему стало ясно, что прежде всего надо узнать требования и пожелания атлетов, чтобы затем сделать выводы и учесть их в производстве. Следуя этому маркетинговому постулату, Джонсон всегда при продаже кроссовок узнавал контактную информацию у спортсменов, и через некоторое время обзванивал их, спрашивая их, насколько они довольны, а также предлагал новые, улучшенные модели. Вскоре после прихода Джонсона, учредители компании открывают свой первый магазин в Санта-Монике, штат Калифорния.

В 1968 году Билл Бауэрман представляет впервые кроссовки из более пластичных и легких материалов. Успех на рынке был обеспечен. Прибыль Blue Ribbon Sports росла весьма впечатляющим темпом. Если в 1965 году компания заработала 8 тыс. долл., то в 1971 году ее прибыль поднялась до 1 млн. 320 тыс. долл.

Бауэрман и Найт решили, что сотрудничество с японским производителем им более не нужно и надо работать самостоятельно. Тем более, что опыт, капитал и технологии производства у партнеров имелись.

В 1971 году Бауэманом и Найтом учреждается новая компания – Nike. Именно в этом году американская студентка Кэролайн Дэвидс нарисовала для Nike знаменитый логотип в виде завитка, который получил название Swoosh («свуш» — такой звук издает клинок, разрезающий воздух). За свою работу Дэвидс получила 35 долл. Название компания получила по имени античной богини победы Ники

Дебют компании Nike состоялся на Олимпийских сборах команды США в 1972 году. В том же году Билл Бауэрман засунул кусок резины в вафельницу своей жены, вследствие чего появилась «вафельная подошва», ставшая самой лучшей и универсальной для беговой обуви.

В 1979 году Nike начинает серийное производство одежды. При этом первые опытные образцы стали появляться еще в 1972 году. Их создателями стали Фил Найт и его жена. В 1980 году Nike становится акционерным обществом; численность работников предприятия к этому времени составила 2700 человек. В 1982 году Nike уже спонсирует более половины игроков Национальной баскетбольной ассоциации (NBA).

В этом же, 1982 году компания Nike попадает в полосу кризиса из-за неправильного выбора маркетинговой стратегии. Еще тогда руководству компании нужно было выбирать, по какому пути следует развиваться – по производству одежды и обуви для спорта или как модного брэнда. Из-за выбора второго варианта у Nike осталось большое количество непроданных кроссовок. Исправляя ситуацию, Nike в 1987 году выходит на рынок с кроссовками AIRMAX, которые пользовались большим успехом. В этот период компания выходит из кризиса и снова наращивает продажи. Тогда же появляются первые кроссовки Cross-Trening, которые стали называть кроссовками на все случаи жизни.

С 1988 года начинается самая успешная маркетинговая программа. JUSTDO IT– Просто сделай это – гласит слоган компании. С 1991 года Nike становится единственной в мире компанией по производству спортивной продукции, чьи годовые доходы превысили 3 млрд. долл. И на сегодняшний день лидерство остается за Nike, которая ныне присутствует практически на всех рынках спортивной одежды, обуви и амуниции.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*