Научные аспекты pr-деятельности как функции менеджмента

Стремительные изменения в политической и экономической жизни страны в последние десятилетия, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют глубокого изучения со- временных методов и форм управления. Функции современного руководителя значительно усложнились. Теперь он не только обязан думать о производственном и хозяйственном управлении своим предприятием, фирмой, но и постоянно решать перспективные, стратегические вопросы, которые раньше решались на уровне главка или министерства. Теперь существуют маркетинг, реклама, разветвленные связи с общественностью, нужно искать контакты с партнерами в ближнем и даль- нем зарубежье, учитывать разнообразные интересы поставщиков и потребителей, 109 создавать благоприятную атмосферу внутри фирмы и положительный имидж пред- приятия в целом, и ведь все это требует новых профессиональных знаний и умений, обоснованных научных разработок.

Каждый специалист в области управления обязан владеть научной теорией, практикой и искусством управления, уметь чётко определять цели своей деятельности, формировать стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Появилась и успешно развивается новая тенденция в практике управления — оказалось, что успешная работа предприятия во многом зависит от корпоративной культуры организации. Все крупные и процветающие компании мира имеют свою собственную, глубоко продуманную культуру организации, т. е. целый комплекс правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Все это дает основание утверждать, что наступает время «культурной революции в управлении» и основное оружие этой революции — PR.

Public relations — специфический сектор менеджмента, направленный на создание благоприятной и доброжелательной социальной среды деловой активности. В современных менеджменте, предпринимательстве, политике, административной работе public relation все более, и чем дальше, тем более явно, выходит на первый план, а владение технологией PR становится одним из основных требований к компетентности современного делового человека (предпринимателя, менеджера, политика и т. д.).

Осознание этого обстоятельства и широкий интерес к PR нарастают исключительно динамично. Еще несколько лет назад сама эта тематика выглядела довольно экзотично. Ситуация радикально меняется на глазах.

Современная политическая жизнь — как международная, так и внутригосударственная (избирательные кампании, информационное обеспечение политических акций и т. д.) — немыслима без опоры на технологии PR. Новейшая российская история это убедительно демонстрирует. Практически в каждой фирме, в каждой организации, в каждом учреждении образуются службы, главным направлением деятельности которых так или иначе становятся PR.

Особенно важны научные аспекты и знание технологии PR для руководителей любого уровня.

Во-первых, им необходимо формировать и продвигать репутацию, имидж своей организации, свой фирменный стиль, налаживать отношения с властями, СМИ, населением, в том числе — зарубежными и международными.

Во-вторых, привлекая финансовый, промышленный, торговый капитал, органы власти, общественные организации к участию и поддержке социально значимых проектов и программ, предприятия, фирмы, организации помогают всем этим реальным и потенциальным донорам формировать и продвигать их имидж и репутацию, приобретать известность, получать дополнительные возможности рекламы, т. е. осуществлять их PR. Поэтому менеджер, действующий в социально-культурной сфере, должен ориентироваться как в вопросах PR собственной организации, так и PR своих партнеров.

Современная PR-деятельность не только коренным образом изменила отношение к управленческой культуре, но и заняла активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией. Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них:

• моральные нормы, регулирующие поведение менеджера в области нравственности и морали;

• юридические нормы, требующие знания и выполнения государственно- правовых нормативных актов;

• организационные нормы, устанавливающие структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей, правила внутреннего распорядка и др.;

• экономические нормы, формирующие экономическую деятельность организации.

Есть и другие виды норм (эстетические, технологические и т. п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры современного управленческого процесса.

Технологией такого управления и является PR. По мнению Г. Л. Тульчинского, практика современного менеджмента и PR в особенности убедительно свидетельствует о существовании двух основных типов менеджмента, двух модусов управленческой деятельности: управление по целям (целевое управление) и управление по ценностям (нормативно-ценностный менеджмент). В первом случае решения и деятельность определяются конкретными целями. Главный вопрос такого менеджмента — «что?». Вся работа ориентирована на достижение желаемого результата.

Во втором случае на первом плане не цели, а ценностные нормы, на шкале которых и определяются конкретные цели. Менеджмент ориентирован не столько на результат, сколько на процесс. Главный вопрос не «что», а «как?». Становится важным не столько то, чем занимается фирма, сколько ее традиции, репутация, имидж — каким бы бизнесом фирма ни занималась. Такой менеджмент строится не на организационной иерархии, а на неформальных отношениях, сопричастности общему делу, сознании некоего «мы». Второй управленческий модус нацелен на решение вопросов культуры взаимодействия организации с общественностью.

В решении подобных вопросов в рамках систем управления PR-специалист помогает налаживать процесс общения между субъектами социальных отношений, конкретными аудиториями.

Возрастание в современном мире объема управленческих действий, скорости протекания социальных процессов, количества информации, наличие специальных средств, методик и научно обоснованных технологий работы с общественностью требует новых канонов управленческих действий в организации общественных отношений и связей и свидетельствует о «культурной революции» в сфере управленческой деятельности.

Автор: Г. К. Пуринова

Литература:

1. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. СПб., 2000.

2. Тульчинский Г. Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб., 2001.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*