Манипулятивные приемы на страницах газеты

По степени насыщенности и разнообразию медиаландшафта Ростов-на-Дону можно назвать типичным российским городом. Как и в большинстве регионов страны, самую большую популярность у жителей донской столицы имеют федеральные издания, в частности, «Комсомольская правда». Второе место по распространенности среди горожан, согласно медиаметрическим исследованиям Международной тиражной службы IES, занимает газета «Вечерний Ростов»: ее доля от общей читательской аудитории составляет 28,8% [1, 8].

Такая ситуация также характерна для крупных российских мегаполисов. Несмотря на неоднократные попытки выпуска другой массовой городской газеты, которые особенно активно предпринимались в 90-х годах прошлого столетия, читатели остались верны привычной «Вечерке», созданной в 1958 г. Альтернативы ей нет и сегодня. Для многих жителей Ростова-на-Дону эта газета является основным печатным источником информации, а для пенсионеров, чаще всего, и единственным. Издание любят в основном те, чей возраст превышает 50 лет (46,3% аудитории) [1,21].

Как известно, пожилой человек наиболее беззащитен перед постоянно нарастающим потоком информации. Кроме того, у тех, кто сформировался еще в советские годы, печатное слово вызывает наибольшее доверие, а газета пользуется значительным авторитетом. На основе информации, полученной из традиционных источников, читатели формируют свое представление об окружающей действительности, свое мироощущение.

Насколько честна редакция со своей преданной аудиторией? Выполняет ли «Вечерний Ростов» свою обязанность — отражать общественное мнение или навязывает его? Как влияет газета на психологическое состояние людей? Эти и многие другие вопросы стояли в центре нашего исследования, в основу которого был положен наиболее объективный метод изучения текстов – контент-анализ.

Объектом нашего исследования выступили журналистские материалы «Вечернего Ростова», предметом – наличие и особенности приемов манипуляции в них. Под манипуляцией мы подразумевали вербальное воздействие, направленное на образ мышления человека, на его восприятие информации, а также управление им посредством внушения какой-либо идеи. В объем случайной выборки вошли 89 материалов, отобранных из выпусков «Вечернего Ростова» за январь-сентябрь 2014 г. Базисом для кодификатора послужили классификации манипулятивных тактик и глобальных стратегий, предложенные И.М. Дзялошинским [2] и И. Г. Катеневой [3] .

Наше исследование показало, что на страницах «Вечернего Ростова» количество материалов, содержащих манипулятивные стратегии и тактики, достигает 39% от общего числа журналистских публикаций. Подчеркнем, что мы не анализировали рекламные тексты, официальные документы, литературные произведения (стихи и рассказы) и т.п. материалы. То есть стремление повлиять на читателя, подтолкнуть его к «правильному» восприятию ситуации и соответствующему поведению обнаруживается более чем в трети редакционных публикаций, которые должны были выполнять совершенно другие функции.

Проведенный анализ позволил выявить несколько важных тенденций в использовании журналистами «Вечернего Ростова» манипулятивных приемов. В частности, лидером по количеству текстов, содержащих манипуляции, является тематическая сфера «Криминал» (70%), далее идет «Политика» (33%) и «Общественная жизнь» (23%). Меньше всего таких текстов обнаружено в сферах «Культура», «ЖКХ» и «Спорт» (6%, 5% и 3% соответственно). Данные показатели необходимо коррелировать с частотностью публикаций по соответствующим темам.

То, что на первом месте по количеству манипуляций стоит освещение криминальной жизни города, неслучайно: в газете уделяется очень большое внимание этой теме – более 11% от общего количества публикаций. Более точную картину дает перекрестный анализ текстов по двум категориям. Он позволяет выявить степень концентрации манипуляций в отдельно взятых текстах различной тематики. Мы обнаружили, что сама большая концентрация манипулятивных приемов наблюдается в публикациях на следующие темы (в порядке убывания): «Общественная жизнь», «Криминал», «Политика». Таким образом, несмотря на то, что редакция называет свое издание независимым, налицо явная ангажированность «Вечернего Ростова» в социально-политической сфере.

Что касается нагнетания страстей в сфере криминала, то это типично для представителей «желтой прессы», к каковым издание себя не относит, но фактически является. Показательна, на наш взгляд, тенденция к завуалированию своих попыток управлять общественным мнением, которой следует редакция. Об этом свидетельствуют полученные результаты по категории «Часть материала, где содержится манипуляция». Меньше всего манипулятивных приемов мы выявили в заголовках (9%), немного их и в лидах (22%). В подавляющем большинстве случаев они скрыты в основной части текста (69%), где их труднее обнаружить неискушенному читателю.

Самой популярной манипулятивной стратегией в «Вечернем Ростове» является героизация, то есть наделение кого-либо или чего-либо героическими чертами (17% от всех манипуляций). Скорее всего, широкое использование данного приема связано с тем, что газета поддерживает правительственный курс и властные структуры. Очень часто редакция отзывается исключительно положительным образом о действиях ростовского правительства, губернатора, отдельных чиновников. Материалы оппозиционного характера – большая редкость для «Вечернего Ростова».

Вторым по частоте использования является стратегия дискредитации, которая заключается в умышленных действиях, направленных на подрыв авторитета, имиджа и доверия (14% от всех манипуляций). Высокий процент использования данного приема непосредственно связан с популярностью темы «Криминал». Редакция стремится показать обществу, как, по ее мнению, поступать не надо, отрицательно характеризуя лиц, преступивших закон.

Нельзя не отметить, что применение данного приема не всегда вписывается в нормы профессиональной журналистской этики. Например, встречаются тексты, где автор нагромождает отрицательные эпитеты по отношению к герою, вина которого еще не доказана судом.

Третье-четвертое места по степени популярности у сотрудников «Вечернего Ростова» поделили такие методы, как «фрустрация» «псевдо-эвристика» (по 13%). Если первый метод направлен на создание психологического напряжения, запугивание читателей негативной информацией, то второй за счет использования псевдоаргументации создает иллюзию объективности.

Далее по частоте использования расположились: «эмоциональная заряженность» (11%), «создание образа врага» (9%), «использование пейоративной (негативной) лексики» (6%), «ставка на сенсационность» (5%), «присвоение кличек и ярлыков» (4%), «лидеры мнений» (2%).

Высокий процент эмоциональной заряженности объясняется самой природой манипуляции. При этом информация преднамеренно подается в эмоциональной форме с тем, чтобы обойти психологические защитные механизмы человека. Чем больше эмоций удается вызвать у читателя, тем больше вероятность, что он поверит в то, что ему пытается внушить автор материала.

Прием «создание образа врага» является одним из ключевых во многих материалах, посвященных политике, так как именно там чаще всего мелькают словосочетания «западная угроза», «антироссийский заговор» и т. п. Использование пейоративной лексики во многих случаях перекликается с дискредитацией. Чтобы выработать у читателя негативное отношение к чему-либо или кому-либо использование пейоративной лексики – один из самых эффективных приемов, чем объясняется его довольно частое применение на страницах «Вечернего Ростова».

Бок о бок с ним идет присвоение кличек и ярлыков, которые навешиваются, чтобы вызвать отрицательную реакцию читателя по отношению к герою публикации. Так, например, в одном из материалов о составе ВМС США, который пребывал в Сочи во время Олимпиады, автором приклеивается кличка «навязчивые дружбаны».

Прием «ставка на сенсационность» помогает привлечь внимание читателей. В качестве сенсаций, в частности, «Вечерка» подавала псевдонаучные тексты автора О. Парникеля, с громкими заголовками вроде «Все мы с рожденья люди-икс», «Встреча с колдуном» и т.д. По нашим подсчетам, этот автор находится на втором месте по 16 интенсивности применения манипулятивных приемов в своих текстах.

«Лидеры мнений» – эффективный прием, когда нужно навязать что-либо читателям, и для этого используются люди, мнению которых доверяет широкая общественность. У журналистов городской газеты этот прием не очень популярен, но если все же применяется; лидерами мнений, как правило, оказываются представители властных структур.

Таким образом, по результатам контент-анализа можно утверждать, что газета «Вечерний Ростов» активно использует манипуляции, особенно при освещении таких тем, как политика, общественная жизнь и криминал. Картина мира, которую представляет на своих страницах это издание, нельзя назвать полной и объективной, она скорее иллюзорна. Базовые принципы журналистики и журналистской профессии подрываются.

Авторы: Астахова А.А., Левченко Ю.А.,Беспалова А.Г.

Список использованной литературы:

1. Рейтинги СМИ. Результаты измерений по Ростову-на-Дону. Бюллетень. 2008, №1 (апрель-сентябрь).

2. Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник Московского университета. Сер.10: Журналистика . 2005, N2 . — С.56-75 .

3. Катенева И.Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ (на примере общественно-политических оппозиционных изданий). Автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2010.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*