Малый бизнес как самореализация личности

Для абсолютного большинства людей словосочетание «свой бизнес» означает понятие, отделяющее работу по найму – на государство или частного собственника — от работы на себя. Бизнес – это совсем другая жизнь, иная система трудовых и социальных отношений, это другое мировосприятие и ощущение экономической свободы.

В то же время собственный бизнес – это не только самостоятельность в принятии решений и заработанная прибыль; это еще и постоянные риски, связанные с изменением спроса и предложения на рынках, с переменой нормативных актов, возможными экономическими кризисами.
Свой бизнес требует личных вложений капитала – причем не только денег, но и знаний, труда, нервов.

Если у человека уже есть неплохая работа, средняя, но постоянная зарплата, привычная система отношений в трудовом коллективе, то бывает весьма непросто отказаться от устоявшегося уклада жизни и пойти в бизнес, где вероятны не только высокие прибыли, но и ощутимые убытки. Здравый смысл подсказывает человеку, что лучше синица в руках, чем журавль в небе, что не стоит рисковать и ставить под удар семейный бюджет. Однако желание реализовать себя, попробовать себя на новом поприще, зачастую бывает сильнее прагматических соображений.

Принято считать, что в бизнес чаще идут люди молодые, более склонные к переменам и рискам. И часто это действительно так. Тем не менее, исследования, проведенные недавно, показали, что 30-40% начинающих бизнесменов – это люди зрелые, в возрасте 40-55 лет. Многие из них решаются на вхождение в бизнес по внешним причинам – в связи с потерей прежней работы и сокращением штатов, в связи с выходом на пенсию (особенно это характерно для «молодых» пенсионеров – военных, людей, работавших по «вредным» спискам). Для женщин импульсом к занятию предпринимательством нередко является распад семьи или потеря кормильца.

Как показывают социологические опросы, о собственном бизнесе задумывается две трети граждан, однако психологически далеко не все готовы вступить на путь предпринимательства, обременяя себя ежедневными заботами о прибыльности своего дела. Далеко не все готовы променять спокойную, размеренную жизнь, пусть с невысокой, на гарантированной зарплатой, на хозяйственную самостоятельность, за которой стоят заботы, планы, напряженная работа, успехи и разочарования.

Следует отметить, что некоторая доля людей входит в бизнес не сразу, оставляя работу по найму и полностью посвящая себя свободному предпринимательству, а начинает осваивать коммерческую деятельность постепенно, на условиях совместительства. Так работают, например, врачи, репетиторы, водители такси, владельцы личных подворий. Почувствовав себя более уверенно, эти категории работников позднее целиком посвящают себя предпринимательству.

Что же движет теми людьми, которые все же решились полностью посвятить себя бизнесу, невзирая на все сложности и будущие препятствия? Назовем основные мотивы:

Природные лидерские качества. Большинство предпринимателей, пришедших в малый бизнес – это люди волевые, решительные, целеустремленные. Дух свободного творчества и самостоятельного ведения дел близок их натуре; такие люди не терпят над собой недалеких и придирчивых начальников, любят инициативу и готовы брать на себя ответственность. В тех социально-экономических условиях, где больше ценится личная преданность, угодничество, лизоблюдство, такие личности не могут себя найти на работе по найму, где они конфликтуют и не находят общего языка с работодателем. В конце концов, лица с задатками неформальных лидеров покидают наемные рабочие места и пытаются начать свое собственное дело, входя в орбиту малого бизнеса.

Желание реализовать свои таланты на ниве коммерческой деятельности. Самореализация в бизнесе – дело первостепенной важности. Не только деньги являются целью людей, выбирающих бизнес как жизненный путь. Отрицать роль денег как приоритета в предпринимательской деятельности совершенно бессмысленно, но и сводить все многообразие предпринимательства только лишь к погоне за золотым тельцом нельзя. Доказать окружающим и самому себе собственную состоятельность, воплотить в жизнь свои идеи и начинания – вот один из главнейших стимулов старт-аперов.

Потребность во власти, славе, влиянии. Многие люди, родившиеся в условиях малого достатка, а то и просто бедности, пытаются продвинуться вверх по социальной и экономической лестнице, пытаясь реализовать принцип Self made man (человек, сам себя сделавший). В странах с развитой рыночной экономикой, основанной на системе всеобщей конкуренции, этот принцип особенно ценится, когда человек достигает высокого общественного положения и богатства не благодаря унаследованному состоянию, а в результате приложения своих талантов и упорного труда.

Любой, самый длинный путь, начинается с первого шага. Мечтая о собственном предприятии, высоких доходах, уважении со стороны коллег и трудового коллектива, следует сделать над собой волевое усилие и перейти от мечтаний к построению планов, которые затем воплотятся в конкретные действия. Нельзя поджарить яичницу, не разбив яйцо. Решение должно быть принято, иначе смутные и сладкие грезы так и останутся мечтами – тогда как другие люди будут достигать того, на что мы так и не решились.

Теперь следует отметить, что наиболее удачными и прагматичными идеями для будущего бизнеса будут те, которые связаны с динамично развивающимися рынками. Если прирост спроса на таких рынках превышает 10-12% в год, то это хороший вариант, который станет предпосылкой для предстоящей предпринимательской деятельности.

Какие же рынки являются растущими и интересными с точки зрения бизнеса в России? Обозначим некоторые имеющиеся тенденции, подтвержденные наблюдениями и статистикой.

Опережающий рост числа пользователей интернетом в нашей стране. За последние годы численность интернет-пользователей в России возросла почти наполовину. Особенно значительный прирост мы получили за последние три года. Так, по данным Левада-Центра, проводившего обследования в октябре 2012 года, количество людей, пользующихся интернетом дома и на работе ежедневно, возросла с 26 до 37%. В то же время число лиц, никогда не пользовавшихся интернетом, за этот же период упало с 57 до 41%.

При этом уверенно подрастает число тех людей, которые обращаются в интернет за поисками нужной информации, для развлечения и общения, за новостями и покупками.

Из отмеченной нами тенденции можно почерпнуть отличные бизнес-идеи, которые могли бы принести неплохие доходы по целому спектру направлений – в части создания тематических сайтов, интернет-магазинов, онлайновых журналов и новостных ресурсов (особенно местного характера). Будут пользоваться спросом услуги веб-дизайнеров, изготовителей сайтов, контент-менеджеров, оптимизаторов продвижения ресурсов, программистов, веб-маркетологов, рекламщиков, редакторов сайтов. Причем спрос будет предъявляться как на штатных сотрудников, так и на аутсорсинговые услуги по указанным направлениям.

Рост рынков строительства жилья и ремонта недвижимости. За годы развитого социализма россияне сильно поотстали от развитых европейских стран по уровню жизни. Небольшие малогабаритные квартиры и коммуналки теперь не устраивают многих наших соотечественников, доходы которых прилично выросли. Новый тренд на рынке, который начался с конца 90-х годов – строительство нового жилья, ремонт старых квартир, переоборудование жилых помещений в торговые точки и малые предприятия из сферы услуг.

Соответственно, те сферы, которые напрямую связаны со строительным и ремонтно-реконструкционным бумом, будут чувствовать себя лучше многих других отраслей экономики. Торговля напольными покрытиями, красками, керамической плиткой, декором, стеклопакетами, входными и межкомнатными дверями, светильниками и прочими аналогичными товарами будет некоторое время более выгодным из-за растущего спроса.

То же самое можно сказать о малом бизнесе, специализирующемся на установке сантехники, электропроводке, монтажных и отделочных работах.

Нарастание численности новорожденных. За истекшие несколько лет мы стали свидетелями динамичного роста числа родившихся младенцев в нашей стране. Меры правительства по стимулированию рождаемости дали свои плоды. Положительно также сказалось общее улучшение в экономике России и стабилизация социальной жизни.

Учитывая данную долгосрочную тенденцию, можно прогнозировать, что в ближайшие годы будут востребованы товары и услуги, связанные с детьми младшего и среднего возраста. Молодым семьям нужны будут коляски, детская одежда и обувь, игрушки, питание, аксессуары, обучающие и развивающие программы, заведения дошкольного типа и частные детские сады. Востребованы будут домашние воспитатели и домработницы, специализированные детские лагеря отдыха и пансионаты.

Нарастание доходов населения. Увеличение доходов больших масс людей является хорошей предпосылкой для развития нишевых рынков. Имеющие приличные доходы граждане стараются каким-то образом выделиться, индивидуализировать какие-либо объекты или черты. Так, например, они начинают предъявлять больший спрос на дизайнерские проекты для своих дач, квартир, автомобилей, одежды, обуви. Таким образом создаются ниши на рынках, которых раньше не было, или же они были очень малыми по объему.

Увеличение численности людей старшего возраста. Население России и многих других стран быстро стареет. Людям старшего возраста требуются услуги по уходу, медицинскому обслуживанию, социальной поддержке, лечебной физкультуре, организации досуга. Трудности современного бизнеса в этой категории граждан заключаются в низкой платежеспособности многих пенсионеров и неразвитости социальной инфраструктуры.

Однако не все пожилые люди имеют скромный достаток. И среди пенсионеров есть состоятельные граждане. Кроме того, некоторые муниципальные и государственные программы, направленные на поддержание этой категории людей, могут обеспечить достаточную рентабельность предпринимательству в этой сфере.

По аналогии с отмеченными нами тенденциями каждый начинающий бизнесмен может выделить привлекательный растущий рынок и связать бизнес-идею с работой на нем.

При этом необходимо помнить, что даже на растущих рынках конкуренция существует и может быть достаточно высока – в том числе за счет поступления на данный рынок иностранных товаров или игроков из других стран. Поэтому еще раз подчеркнем, что удачная бизнес-идея – необходимое, но не достаточное условие для успешного развития собственного дела.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*