Корпоративная культура в фит-бизнесе

Если рассматривать бизнес сквозь призму межличностных отношений, то мы легко можем убедиться, сколь высоко в нем значение таких психологических и этических категорий, как доверие, дисциплина, инициатива, самореализация, недобросовестность, обман клиентов и коллег. Людские ресурсы, составляющие ядро всякой предпринимательской деятельности, могут всячески способствовать ее успешному осуществлению, но могут быть и причиной постоянных неудач в бизнесе.

От чего же зависит направленность действий участников рыночных отношений? От двух основных факторов:

а) от личностных качеств индивидов;

б) от культурной среды, в которой они пребывают.

Несомненно, оба фактора тесно связаны между собой. С одной стороны, личностные качества людей определяются условиями их воспитания и существования, с другой – внешние условия являются отражением внутреннего мира и сознания индивидов, их этических ценностей и мировоззрения.

Для предпринимательской деятельности, в центре которой находится оказание услуг, – а именно таковым является фит-бизнес, – значение межличностного общения по линии «производитель – клиент» и индивидуальных качеств наемного персонала имеет первостепенное значение. Специфика данного вида отношений состоит в следующем.

1. Формирование единых норм поведения сотрудников. Для того чтобы сотрудники фитнес-клуба представляли собой сплоченную команду профессионалов, с хорошо организованной системой взаимной поддержки и взаимовыручки, необходимо присоединение всех работников к единым нормам деловой этики и корпоративного поведения.

Основной посыл, на котором базируется данное положение, очевиден – поведение всякого человека зависит от его мыслей, ценностей и взглядов на жизнь. Если для человека привычным делом является повышение голоса и грубость, недисциплинированность и халатность, эгоизм и зависть – то он рассуждает и ведет себя соответствующим образом. Если доминирующие черты характера индивида – трудолюбие и ответственность, дисциплина и аккуратность, то это также проявляется во всех аспектах его работы.

Соединяясь на рабочих местах в микрогруппы и коллективы, люди с разными личностными и профессиональными качествами образуют особый психологический и культурный климат, присущий отдельному структурному подразделению или фитнес-клубу в целом. Именно такой климат формирует совокупность взглядов на систему отношений внутри компании, на бизнес, на цели и способы его осуществления – на все то, что принято называть организационной (корпоративной) культурой.

2. Определение основных целей и ценностей фитнес-клуба. Любой бизнес осуществляется не ради благотворительности, а с целью получения прибыли. Однако и другие факторы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, также играют немаловажную роль. Так, например, большое значение имеет удовлетворение от выполненной работы, ее общественный вес, благодарность клиентов.

Перед сотрудниками фитнес-клуба и владельцами бизнеса часто встают вопросы противоречивого характера, в которых интересы получения прибыли сталкиваются с препятствиями этического характера. Например, стоит ли вводить в заблуждение клиентов или утаивать от них информацию, которая может привести к потере доходов? Или следует ли повышать цены на услуги фитнес-клуба, пользуясь всякой удобной возможностью? Определиться с правильным ответом на подобные вопросы помогает идеология и философия бизнеса данного фитнес-клуба. Если цели бизнеса не определены или же носят декоративный характер, то допустимо все – в том числе и нечистоплотные методы ведения предпринимательской деятельности. Если же моральные ценности и общественное благо для владельцев и сотрудников фитнес-клуба не пустой звук, то способы зарабатывания денег ограничиваются только такими, которые не вызывают угрызений совести и общественного порицания.

3. Формирование уникального имиджа и улучшение репутации. В условиях обострения конкуренции между операторами фитнес-индустрии, между фитнес-клубами и другими учреждениями досуга, персонификация и отграничение от прочих участников рынка имеет повышенное значение. Создание уникального, ни на кого не похожего имиджа, приобретает характер важнейшего конкурентного преимущества, которое является необходимой предпосылкой успешного бизнеса.

Отношение к клиентам, партнерам, наемным работникам, информационная открытость или закрытость бизнеса, внутренняя дисциплина или необязательность, вежливость или грубость – эти и другие проявления организационной культуры создают целостное мнение о клубе, о его имидже и деловой репутации. Всякое улучшение культурной среды, повышение доброжелательности и доверия между основными участниками деловых взаимодействий благотворно сказывается на предпринимательской деятельности фитнес-клуба, его позитивно окрашенном имидже и добром имени.

4. Улучшение управляемости. Если представить процесс управления в упрощенной форме, то можно охарактеризовать его как постоянный выбор и реализацию одного варианта действий из множества альтернатив. Менеджмент части фитнес клубов подобен движению наугад с некоторой долей подражательной компоненты; у них нет своего магистрального пути – в повседневной деятельности управление осуществляется с оглядкой на других. Источником принятия управленческих решений выступает в основном внешняя среда, под сиюминутные цели и задачи которой рихтуется организационная культура. Частая смена ориентиров и приоритетов в русле «мэйнстрима» создает обстановку нестабильности и неустойчивости корпоративной культуры.

Иное дело менеджмент на основе выработанных моральных норм и правил, сформированных в виде кодекса корпоративной этики клуба. Стратегия и тактика коммерческой деятельности в этом случае строится не на зыбкой почве конъюнктурных изменений рынков, а на платформе избранной философии и миссии бизнеса. Все управленческие решения, принимаемые на любом уровне менеджмента клуба, опираются на собственные принципы и видение предпринимательской деятельности. Сотрудники фитнес-клуба, присоединившиеся к внутреннему кодексу корпоративной этики, исполняют свои должностные обязанности с большей ответственностью и инициативой. Таким образом, организационная культура сплачивает коллектив, делает его единой командой, в которой управление базируется не на административном принуждении, а на моральных скрепах и понимании индивидуальной ответственности за общее дело.

5. Повышение инвестиционной привлекательности. Перед тем, как вложить свои финансовые средства в какую-либо компанию или проект, инвесторы задают себе практические вопросы о доходности инвестиций, их надежности и ликвидности. При этом оценивается ряд параметров, характеризующих текущую и будущую работу компании, перспективы отрасли в целом, управленческий потенциал менеджеров. Не последнее место в этом перечне играет организационная культура, которая либо привлекает инвесторов, либо снижает стоимость активов.

Поясним этот момент следующим образом. Инвесторам и их консультантам известно, что в каждой фитнес-компании складывается собственная корпоративная культура. Не бывает так, чтобы ее совсем не было. Другое дело, насколько на этот аспект работы владельцы бизнеса и менеджеры обращают внимание. Если проблемы формирования позитивной культуры пущены на самотек и культура складывается без направляющих воздействий, то после относительной фиксации внутренней системы взаимоотношений изменить что-либо бывает очень непросто.

Инвесторы отдают себе отчет в том, что плохая организационная культура со временем станет, скорее всего, еще хуже, что обесценит активы фитнес-клуба, либо потребует мер по ее корректировке, что может обойтись весьма недешево. Поэтому при покупке активов в фитнес-индустрии инвесторы с особой тщательностью подходят к вопросам организационной культуры, существующей в той или иной компании.

Формирование надлежащей корпоративной культуры – процесс очень непростой и длительный. Это только на первый взгляд может показаться, что дело это простое и незатейливое – нужно лишь кадровой службе отобрать требуемых людей с необходимыми профессиональными и личностными качествами и рекомендовать им действовать по определенным правилам.

На деле все оказывается гораздо сложней. Каждый сотрудник фитнес-клуба привносит в его работу характерные черты своей личности, в повседневной работе происходит столкновение идей и мнений, ведется борьба за влияние и карьеру, складываются отношения любви, дружбы, неприязни и даже ненависти. В этом водовороте человеческих эмоций невозможно достигнуть идиллии, когда все отношения гармонизированы и все сотрудники одинаково смотрят на вещи.

Не следует забывать, что обычаи, привычки и традиции – это часть культуры, которые складываются на протяжении многих лет. Отказаться от сложившихся стереотипов мышления и поведения невероятно сложно даже при большом желании людей. Примеров тому в современной России масса. Несмотря на двадцатилетний опыт рыночной экономики, многие работники так и не смогли отказаться от советской культуры работы с клиентом, которая в просторечье получила название «совковой». Многие отечественные организации и предприятия, давно освоившие новые методы работы и технологии, никак не могут преодолеть остаточного влияния негативной производственной культуры. Это обстоятельство лишний раз доказывает необходимость целенаправленной и каждодневной работы по конструированию организационной культуры для всех операторов рынка – в особенности для тех, кто работает в сфере оказания услуг конечным потребителям.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*