Конкурентоспособность и локация торгового бизнеса

Современная рыночная экономика характерна тем, что товары или услуги в ней подчас бывает произвести легче, чем продать. Имея широкий выбор, покупатель становится весьма разборчивым и придирчивым. Любая мелочь, негативное восприятие продукта или его окружения заставляет воздерживаться потенциального потребителя от покупки и прибегать к услугам конкурирующих компаний.

Успешными продажи изготовленного товара могут быть только в том случае, если он конкурентоспособен, то есть по каким-либо характеристикам превосходит аналогичную продукцию конкурентов.
Параметры превосходства одного товара над другим принято называть конкурентными преимуществами, к числу которых относятся цена, качество, упаковка, дизайн, престиж, имидж торговой марки и проч. (см. рис.2). Для торговой деятельности одно из ведущих мест в системе факторов конкурентоспособности бизнеса занимает месторасположение магазина.

Рис.2. Факторы конкурентоспособности торгового бизнеса
Рис.2. Факторы конкурентоспособности торгового бизнеса

При открытии магазина товаров для массового потребителя организатор торгового бизнеса должен принимать во внимание целый ряд важных маркетинговых моментов, без учета которых успешный бизнес не может состояться. Назовем основные из них.

Наличие достаточного клиентопотока. Очевидно, что для поддержания определенного товарооборота в торговом предприятии необходим известный объем потенциальных и реальных покупателей. Далеко не все места расположения торгового бизнеса обеспечивают такой объем. Излишне говорить, что без покупателей в торговле нет прибыли. Поэтому основное внимание при выборе месторасположения бизнеса ритейлер уделяет наличию клиентопотока, то есть потока розничных покупателей.

Для отдельно стоящего магазина обычно выбираются места в центральных частях городов, на оживленных улицах, проспектах, на территориях с хорошей транспортной инфраструктурой и видимостью торгового предприятия, удобными подходами и подъездными путями.

Нередко торговля потребительскими товарами организуется на арендованных площадях в составе торговых центров, в помещениях вокзалов, спорткомплексов. В таких случаях клиентопоток обеспечивается за счет несколько иных факторов – популярности того или иного торгового центра, массовости или элитности заведения и проч.

Стремление организаторов бизнеса открывать магазины в центральной части городов с достаточным клиентопотоком имеет и свою оборотную сторону – здесь стоимость аренды торговых площадей и налоги значительно выше, чем на окраинах. А это обстоятельство означает, что торговые надбавки и цены в магазинах, расположенных в центральной части населенных пунктов, будут выше. Отсюда следует дилемма: что предпочесть – более низкие цены и удаленность от платежеспособного клиентопотока или высокие цены и достаточный клиентопоток. Правильный выбор места для торгового предприятия можно осуществить только с учетом покупательной способности района.

Платежеспособность покупателей. Потенциальный покупатель может стать реальным только в том случае, если он обладает достаточными финансовыми ресурсами для совершения покупок в данном торговом предприятии. Неплатежеспособный клиент оперативного интереса для торговли не представляет. Таким образом, для продавцов потребительских товаров и организаторов торгового бизнеса важнейшим параметром при выборе мест деятельности является наличие платежеспособного спроса со стороны покупателей.

Соответственно, от платежеспособности покупателей зависит ценовый сегмент, в котором функционирует то или иное торговое предприятие – для элитной продукции известных брэндов (Ролекс, Феррари и др.) спрос достаточно неэластичен (т.е. относительно нечувствителен к повышению цены), для малоизвестных торговых марок в массовом сегменте – спрос более эластичен.

Величина магазинов, их престижность. В торговле потребительскими товарами значимым моментом является масштаб торгового предприятия, его имидж и известность в кругах покупателей. Большой торговый центр с огромным выбором различной продукции способен «притягивать» покупателей и разных районов города и даже из соседних населенных пунктов. Сила притяжения такого торгового предприятия может быть такова, что даже вынесение его за пределы города не уменьшает клинтопотока. При этом из-за низкой стоимости торговых площадей цены на товары могут быть существенно ниже, чем у магазинов-конкурентов. Особенно это характерно для торговых центров, использующих так называемую Privatelabel (частную торговую марку), гарантируя покупателям высокое качество всех продаваемых товаров. Privatelabel служит в данном случае своеобразным символом тщательной проверки всех потребительских свойств товаров, выставленных на продажу. Тестирование качества и предоставление дополнительных гарантий служит еще одним фактором привлечения покупателей. Ради имиджа, широкого выбора продукции, предоставления дополнительных гарантий и услуг потребитель готов преодолевать определенные расстояния и нести некоторые транспортные издержки для покупок в таком магазине.

Наличие конкурирующих торговых предприятий. Успешная торговля потребительскими товарами  во многом зависит от наличия в непосредственной близости с торговым предприятием конкурирующих ритейлеров. Сконцентрированность в одном месте сразу нескольких магазинов, торгующих аналогичными видами продукции, обостряет борьбу за покупателя. Следствием такой борьбы может стать падение цен и соответствующее снижение прибыли, усиление недобросовестной конкуренции, банкротство отдельных ритейлеров. Поэтому при выборе будущих мест деятельности торговых предприятий наличие существующих или потенциальных конкурентов обязательно учитывается.

В ряду факторов успешной торговли потребительскими товарами следует особо выделить рост благосостояния населения. Учитывая то, что потребность в товарах и услугах существенно возрастает при росте благосостояния населения (т.е. эластичны по доходу), торговля потребительскими продуктами динамично растет в тех регионах, где наблюдается соответствующий рост доходов. Причем зависимость роста доходов и спроса на потребительскими товары и услуги нелинейна – спрос растет опережающими темпами.

В связи с отмеченной тенденцией хорошие перспективы торговли потребительскими товарами имеются на развивающихся рынках – в России, в странах СНГ, в Восточной Европе, в Китае, Индии и некоторых других странах. Что же касается развитых государств, то там рынки потребительских товаров развиваются более умеренными темпами, а торговля отличается сравнительно меньшей рентабельностью.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*