Конкуренция и ее функции

Трудно переоценить роль конкуренции в экономической жизни общества. Как показала практика, наиболее динамичны в своем развитии и эффективны те экономические системы, которые основаны на конкурентных отношениях. Один из видных представителей классической школы Джон Стюарт Милль, обобщая взгляды всех ее сторонников, подчеркивает: «Конкуренция в промышленном мире – то же, что солнце в мире физическом; все, что ограничивает ее – зло, все, что ее расширяет, в конечном счете – благо».

А. Смит, чья работа «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) положила начало современной экономической науке, указал на основополагающую роль конкуренции, воплотив ее действие в принцип «невидимой руки»: каждый индивидуум, преследуя лишь свои эгоистические цели, как бы направляется невидимой рукой провидения в интересах достижения наибольшего блага для всех. Из этого следует, что рынок является саморегулирующимся образованием, и всякое вмешательство государства в сферу свободной конкуренции почти наверняка будет иметь вредные последствия.

Позднее, правда, пришлось несколько скорректировать данный принцип (который стал именоваться принципом laissez fair – от фр. «позволять делать»). Экономисты признали, что достоинства, приписываемые свободному рынку, свойственны ему в полной мере лишь тогда, когда имеется в виду система «абсолютной» или «совершенной» конкуренции. Такая система характеризуется рядом признаков:

—  Неограниченным числом участников рыночной конкуренции, ни один из которых не в состоянии оказывать влияние на цены (любые монополии невозможны).

—  Абсолютно свободным доступом на рынок и таким же выходом из него (барьеры вхождения в рынок отсутствуют).

—  Неограниченной мобильностью материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов.

—  Наличием у каждого участника конкуренции полного объема о рыночной информации — о спросе и предложении, ценах, валютных курсах, ставках депозитов и т.п. Полная информированность позволяет участникам совершенной конкуренции избежать ошибок в принятии решений (асимметричная информация отсутствует).

—  Абсолютной однородностью одноименных продуктов, что выражается, в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Таким образом, все продавцы и покупатели ставятся в равное положение.

Системы совершенной конкуренции в повседневной жизни не существует, однако с помощью этой абстрактной модели облегчается анализ реальных рынков. Более того, считается, оптимальное функционирование экономики фактически приравнивается к системе совершенной конкуренции. Об этом мы подробнее поговорим ниже. А пока обратимся к функциям конкуренции.

Как в экономической, так и во внеэкономической сфере, функции конкуренции широки и многообразны. Это, в частности, выражается в следующем:

—  Конкуренция позволяет выявить тех участников соперничества, которые оказались в выигрышном положении, тех, кто смог добиться лучших по сравнению с другими результатов. Конкуренция, таким образом, является необходимым критерием для выявления наилучших и жизнеспособных форм и методов достижения максимальных результатов, является инструментом их отбора;

— Конкуренция позволяет оптимизировать решение какой-либо задачи, то есть решить ее с наилучшими результатами при минимальных издержках;

— Система конкуренции ориентирует участников соперничества на достижение максимальных результатов.

Эти положения были непоколебимы и воспринимались как аксиома представителями классической школы вплоть до Великой депрессии 1929-1933 гг. Однако глобальный кризис внес свои поправки в макроэкономические теории. Так, Джоан Робинсон (1903-1983), экономист кейнсианского направления, в книге «Теория несовершенной конкуренции» (1933) отмечает, что понятие совершенной конкуренции слишком идеализирует реальную экономику. В концепции Робинсон производитель имеет возможность влиять на цены. Эта возможность возникает в результате его исключительного положения. Выход на рынок для других фирм затруднен в результате создания «легальных барьеров» для вступления в отрасль (термин ввела сама Дж.Робинсон) и нечестной конкуренции. Робинсон считает, что монополизация экономики ведет к социальной несправедливости даже к «монополистической эксплуатации».

Теория международной конкуренции Портера. Среди концепций и научных разработок 1980-1990-х гг., объясняющих с теоретических позиций суть международной конкуренции на современном этапе экономического развития, а также логику конкурентной борьбы занимает работа американского экономиста Майкла Портера (р. 1947) «Конкурентное преимущество стран», вышедшая в свет  в 1991 г.

Ценность этого исследования состоит в том, что оно отвечает на большинство вопросов, которые возникли у ученых-экономистов в 1980-е годы: что влияет на международную торговлю, как взаимодействуют государство и национальные компании при выходе на мировые рынки, почему на мировых рынках закрепились компании одних стран и это не получается у других и т.д. Насколько корректно в условиях глобализации экономики, углубляющегося процесса международного разделения труда подходить к этим вопросам, находясь на позициях классических теорий, но не учитывающих современных реалий.

Портер считает, что компании добиваются конкурентных преимуществ с помощью технологических, технических и организационных инноваций. Инновации, по его мнению, есть продукт конкуренции, которые приводят к смене лидеров на рынках. К наиболее типичным причинам, требующих от компаний введения инноваций, Портер относит следующие: 1) новые технологии; 2) новые или изменившиеся запросы покупателей; 3) появление нового сегмента отрасли; 4) изменения стоимости или наличия компонентов производства; 5) изменение правительственного регулирования.

Это положение теории конкуренции М.Портера очень важны для экономики России, которая в значительной степени монополизирована и имеет большой удельный вес госкорпораций. Слабость конкуренции снижает роль инноваций, что лишает страну и ее национальных производителей конкурентных преимуществ. Об этом более подробно мы поговорим ниже.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*