Конфиденциальность и копирование деятельности в малом бизнесе (ч.2)

После того, как руководство малого предприятия определило секторы закрытой информации, утечка которой может привести к негативным последствиям, вступает в действие следующий этап – определения форм и методов предотвращения разглашения коммерческой тайны. На этой стадии владельцы бизнеса решают непростые задачи организационно-правового и управленческого характера, связанные с обеспечением специального охранного режима. В перечень этих задач входит:

  1. Определение круга лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации. Из практики обеспечения секретного режима известно, что чем меньше лиц имеет доступ к закрытой информации, тем меньше вероятность ее утечки. В реальной работе этот принцип реализуется в полном объеме – к работе с конфиденциальными данными допускаются только те лица, без услуг которых обойтись нельзя. Например, с клиентскими базами данных и финансовой документацией компании работают только два сотрудника – менеджер и бухгалтер, которые напрямую взаимодействуют с главой малого предприятия. Третьим лицам доступ к служебной информации данного вида закрыт. Таким образом, определяется круг лиц (в количестве трех человек), имеющих доступ к конфиденциальным сведениям.
  2. Разработка внутрифирменной системы документооборота. Утечка конфиденциальной информации весьма часто происходит из-за несанкционированного доступа к служебным документам посторонних лиц. Содержание деловых писем, электронной почты, схем, чертежей, рабочей документации становится достоянием лиц, которые могут вольно или невольно нанести ущерб предприятию. Четкое регламентирование системы внутрифирменного документооборота в значительной степени снижает риски разглашения коммерческой тайны по этому каналу.

Для предотвращения утечки конфиденциальной информации по данной линии обычно используется система градации документов по уровню доступности. Знакомиться с документами под тем или иным грифом могут только специально допущенные сотрудники.

  1. Введение специальных форм трудовых договоров с работниками предприятия. При поступлении на предприятие каждый работник, который по долгу службы будет иметь доступ к коммерческой тайне, должен ознакомиться с условиями специальных пунктов трудового договора и подписать его. Несогласие с предлагаемыми условиями автоматически означает отказ в приеме на работу.

В своей содержательной части специальные пункты трудового договора оговаривают ответственность за разглашение коммерческой тайны предприятия, систему санкций и штрафов за игнорирование тех или иных мер безопасности, сроки, до истечения которых после увольнения с предприятия нельзя заниматься аналогичным бизнесом и проч. Наличие специальных трудовых договоров с условиями соблюдения коммерческой тайны является обязательным элементом в оформлении правовых отношений работника и работодателя. Без заключения подобного договора привлечь работника к ответственности за разглашение коммерческой тайны будет очень сложно, а в большинстве случаев просто невозможно.

  1. Проведение специальных инструктажей и проверки знаний. Требовать от персонала соблюдения конкретных мер безопасности нельзя без проведения вводных, очередных и внеочередных инструктажей, а также проверки теоретических и практических знаний (в форме экзаменов или отработки нештатных ситуаций). Проводят инструктажи, как правило, компетентные работники, имеющие соответствующий опыт и знания. Это могут быть привлеченные по аутсорсингу специалисты или работающие на предприятии по совмещению.
  2. Создание режимных зон или объектов на предприятии. В большинстве случаев охрана коммерческой тайны связана с введением и поддержанием пропускного режима на предприятии или отдельных его объектах. Эта мера вызвана мотивом ограничения круга лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне. В практическом плане данное мероприятие реализуется при помощи использования специальных пропусков, шифров и ключей доступа к тем или иным объектам предприятия. По стоимости, принципам действия и надежности пропускные системы могут значительно варьироваться – начиная от использования пропусков со встроенными чипами и заканчивая системами индивидуального распознавания сотрудников (по папиллярным линиям, радужной оболочке глаз, термограмме лица и проч.);
  3. Периодические проверки персонала на полиграфе (детекторе лжи). В последние годы данный метод находит все более широкое применение в предпринимательском деле. Разработан метод проверки сотрудников на полиграфе был в спецслужбах, но затем постепенно стал находить применение в корпоративном секторе. Мы уже упоминали о возможностях полиграфа, когда рассматривали процедуру приема сотрудников на работу. Здесь лишь отметим, что все сотрудники компании с определенной периодичностью проходят проверку на детекторе лжи (такая процедура предусматривается трудовым договором), отказ от прохождения которой расценивается как нарушение условий трудового соглашения и соблюдения коммерческой тайны. Сотрудники, не прошедшие тест на полиграфе, утрачивают доверие руководства малого предприятия со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  4. Создание на предприятии собственной службы безопасности. Для осуществления комплекса мер по соблюдению коммерческой тайны и повседневного контроля за техническими средствами безопасности на предприятии создается служба безопасности. Численность, функции и техническое оснащение данного подразделения может значительно варьироваться, в зависимости от величины предприятия, уровня секретности его производств, а также от перечня задач, ею выполняемых.

Однако создание собственной службы безопасности даже из 3-5 человек – довольно редкое для малого бизнеса явление. Гораздо чаще руководство небольшой компании обращается к услугам частного охранного предприятия (ЧОП), имеющего в штате специалистов соответствующей квалификации.

Как правило, задачами по охране коммерческой тайны служба безопасности не ограничивается. Наряду с мерами по поддержанию секретности и противодействия промышленному шпионажу (прослушивания телефонных разговоров и разговоров персонала, проникновение в компьютерные базы данных и т.д.), службе безопасности вменяется в обязанности поддержка общего пропускного режима, пресечение хищений в торговых залах или складских помещениях, осуществление видеонаблюдения, изоляция посетителей и клиентов компании, ведущих себя неадекватно и некоторые другие меры.

Перечень инструментов по обеспечению коммерческой тайны достаточно велик и разнообразен. Стоимость этих инструментов также различна, но общая тенденция очевидна – чем выше требуется уровень защиты информации, тем дороже такое обеспечение. В этом вопросе руководители предприятий всегда пытаются найти некий оптимум – чтобы, с одной стороны, обеспечить достаточно надежную защиту коммерческой информации, с другой – чтобы затраты на безопасность находились в разумных пределах и не подрывали основное производство.

Теперь обратимся к теме законодательной защиты коммерческой тайны. Современный бизнес быстро меняется. В основе этих изменений – постоянное внедрение инноваций и повышение конкуренции. Реалии сегодняшней предпринимательской среды таковы, что именно нетривиальные решения и новые технологии приносят наиболее ощутимые прибыли, создают фундамент для получения дохода в будущем. Как следствие этой тенденции, усиливается рост высокотехнологичного сектора в бизнесе, основанного на последних достижениях науки и техники.

Лидеры современного бизнеса, вне зависимости от того, что они производят – медицинские услуги, наноматериалы, пищевые или программные продукты – строят свою производственную, исследовательскую, маркетинговую и управленческую деятельность на ограничении доступа к конфиденциальным сведениям и соблюдении режима коммерческой тайны. И это вполне естественно, так как в противном случае их бизнес будет просто уничтожен или поглощен конкурентами.

Растущая значимость конфиденциальной информации для бизнес-процессов создала предпосылки для формирования законодательства о защите коммерческой тайны во многих развитых странах. Смысл этих предпосылок заключается в следующем:

·   Внутрифирменные документы и договоры найма сотрудников не могли составлять надежную юридическую базу для трудовых и коммерческих споров. Представители различных компаний по-разному трактовали категории «коммерческая тайна», «разглашение коммерческой тайны», «права обладателей коммерческой тайны» и некоторые другие;

·   Разногласия работодателей и наемных работников в части обеспечения коммерческой тайны были весьма существенными. Нередко наемные работники считали, что их права нарушаются в самых разных сферах – в свободе передвижения, общения, выбора сфер деятельности. Трудовые договоры, подписываемые работниками, ими впоследствии оспаривались на том основании, что это договоры присоединения, выработаны они в одностороннем порядке, а подписывались под давлением. Отсутствие специального законодательства затрудняло правовое решение подобных конфликтов;

·   Отдельные предприниматели пытались засекретить даже ту информацию, которая не должна быть закрытой. К числу конфиденциальных данных они относили сведения, касающиеся учредителей предприятия, наличия необходимых лицензий, данные о численности и составе персонала, противопожарных мерах, радиационной обстановке, условиях труда и проч.;

·   Без законодательства о коммерческой тайне не удавалось удовлетворительно разрешить проблему взаимоотношений владельцев коммерческой тайны и государства, – обязаны ли сообщать по требованию государственных органов владельцы или сотрудники предприятия сведения, составляющие коммерческую тайну или нет? В этом вопросе мнения сторон диаметрально расходились.

Названные противоречия, а также ряд других соображений, касающихся защиты интересов всех сторон, связанных с поддержанием и использованием режима конфиденциальной информации, привели к формированию законодательства о коммерческой тайне.

В Российской Федерации  формирование законодательной базы о коммерческой тайне началось с 1990-х гг. в виде правительственных постановлений, отдельных статей федеральных законов и Гражданского кодекса. Так, в декабре 1991 г. Правительством РФ было издано постановление «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», где определялись данные, которые не могли произвольно относиться предпринимателями к числу конфиденциальных. Вышедший в свет Гражданский кодекс РФ в 1995 г. также уделял определенное место коммерческой тайне. В ст.139 давалась трактовка служебной и коммерческой тайне, указывалось, что ее обладатель самостоятельно принимает меры по ее охране. В части второй этой же статьи ГК устанавливал, что «лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».

Положение о коммерческой тайне нашло свое отражение и в федеральном законе РФ «О банках и банковской деятельности» от 26 января 1996 г. Ст.26 закона «Банковская тайна» устанавливает, что кредитная организация и Банк России гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Однако отдельные положения законов или иных правовых актов не могли создать целостной композиции норм, регулирующих различные аспекты деятельности, связанной с коммерческой тайной. Для этой цели был необходим специальный закон «О коммерческой тайне», в котором бы давались необходимые дефиниции, устанавливались права и обязанности сторон, определялась конкретная ответственность за нарушение тех или иных положений закона.

Федеральный закон «О коммерческой тайне» был принят и опубликован в РФ в июле 2004 г. Закон носит весьма краткий характер (в нем содержится 16 статей). Во вводной части приводятся цели и сферы действия Закона, определяется состав законодательства РФ о коммерческой тайне, даются основные понятия, используемые в Законе. Это очень важная часть закона, так как она отражает общие подходы законодателя к регулированию отношений в сфере коммерческой тайны, дает необходимую трактовку базовых понятий для судебных органов.

Последующие положения Закона содержат определения, какие сведения не могут составлять коммерческую тайну, каким образом предоставляется информация, содержащая коммерческую тайну, кому принадлежат права на коммерческую тайну и как эти права реализуются.

Особое место уделено в Законе «О коммерческой тайне» охране конфиденциальности информации в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Закон, в частности, устанавливает, что в целях охраны конфиденциальности работодатель обязан:

1.      ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты;

2.      ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за ее нарушение;

3.      создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

В свою очередь, наемный работник обязан:

  1. выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
  2. не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателем которой является работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
  3. не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось;
  4. возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  5. передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие данные, составляющие коммерческую тайну.

Важное значение придается Законом договорным отношениям между участниками гражданско-правовых отношений по поводу коммерческой тайны. Закон, в частности, указывает, что отношения между обладателем информации, составляющей коммерческую тайну и его контрагентом в части, касающейся охраны конфиденциальной информации, регулируются законом и договором. Закон, таким образом, подчеркивает правовую силу договора, рассматривая его как документ, обязательный для исполнения подписавшего его сторонами. В договоре должны быть определены условия охраны конфиденциальной информации, в том числе в случае реорганизации или ликвидации одной из сторон договора, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации вопреки договору.

Закон гарантирует правовую защиту предпринимателям и предприятиям, предоставивших в распоряжение государственных органов информацию, составляющую коммерческую тайну. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов, эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Что же касается последствий за неисполнение положений Закона, то наступающая ответственность может носить дисциплинарный, административный, уголовный и гражданско-правовой характер.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*